02.05.2024 13:55
105 лет Государственной инспекции труда
Профсоюзное единство

105 лет Государственной инспекции труда

480

 
РОЖДЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 
18 мая 1918 года был издан Декрет СНК РСФСР “Об учреждении Инспекции труда”, при этом была ликвидирована фабричная инспекция. Учреждалась инспекция труда для охраны жизни, здоровья и труда работников во всей совокупности “условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест”. Инспекция находилась в структуре Наркомтруда, определявшего порядок ее формирования и деятельности; инспекторы избирались советами профсоюзов и страховыми кассами и утверждались областным комиссаром труда. Инспекторы труда имели право: в любое время посещать все работающие промышленные предприятия своего района и иные учреждения для рабочих (квартиры, больницы, бани и др.); требовать от руководителей предприятий объяснений и представления для проверки документов и информации; привлекать к проверкам представителей профсоюзов; привлекать к уголовной ответственности за несоблюдение декретов и иных нормативных правовых актов (НПА) в сфере охраны жизни и здоровья трудящихся; участвовать в работе профсоюзов и фабрично-заводских комитетов, чтобы проверять условия труда. 10 июля 1918 года Наркомтруд принял Наказ Инспекции труда, определяющий основные полномочия инспекторов и порядок проверок. Инспекторы должны были, в частности, контролировать выполнение требований охраны труда на особо вредных производствах, надзирать за порядком ведения расчетных книжек, за использованием труда несовершеннолетних и женщин, за условиями быта рабочих. На начальном этапе у инспекции труда была весьма специфичная функция - ведение дознания по уголовно наказуемым нарушениям трудового законодательства в соответствии с Инструкцией Наркомтруда РСФСР “О порядке производства инспекторами труда дознаний по трудовым делам”. Инспекторы могли выступать в суде, обжаловать приговоры. Дознание инспекторы труда проводили по преступлениям, предусмотренным УК РСФСР 1922 года: ст. 132 (нарушение положений КЗоТ, регулирующих рабочее время, труд женщин и несовершеннолетних; зарплата; порядок приема и увольнения; охрана труда); ст. 133 (нарушение условий колдоговоров); ст. 134 (препятствование законной деятельности фабзавкомов (месткомов) и профсоюзов) - и т.д. Ведение такого дознания было передано следователям системы НКВД только в 1929 году. Инспекторы труда обладали широким кругом разрешительных полномочий, например: давали разрешения на привлечение к сверхурочной работе и работе в выходные (ст. 104 КЗоТ РСФСР, 1922); контролировали привлечение к сверхурочной работе, устраивая внезапные проверки организаций после рабочего дня. Осуществляли и предварительный надзор: ни одно предприятие не могло быть открыто без проведения проверки и разрешения инспектора (ст. 138 КЗоТ РСФСР, 1922).
 ПОЛНОМОЧИЯ - ПРОФСОЮЗАМ 
Важнейшим этапом в развитии правового регулирования профсоюзного контроля стало совместное постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23.06.1933 “Об объединении Народного Комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов”. Документ сообщал, что объединение проводится “идя навстречу предложениям профсоюзных рабочих организаций и в целях лучшего выполнения возложенных на Наркомтруд СССР обязанностей”. А постановлением СНК СССР и ВЦСПС от 10.09.1933 № 57 “О порядке слияния Наркомтруда СССР с ВЦСПС” предписывалось организовать инспекции труда при ЦК профсоюзов по отраслевому принципу. На ВЦСПС было возложено общее руководство инспекциями труда, а на местные советы профсоюзов - руководство инспекцией в регионах. Передача профсоюзам надзорно-контрольных функций в сфере труда рассматривалась как “одна из форм привлечения трудящихся к управлению государством”, а профсоюзный контроль определялся как и общественный, и государственный. В 1940 году штат аппарата ВЦСПС был сокращен. По постановлению Президиума ВЦСПС от 19.02.1940 “Об упорядочении расходования средств профсоюзного бюджета” под сокращение подпало больше 5000 инспекторов труда, и правовая инспекция труда профсоюзов прекратила деятельность. И только спустя 18 лет в отдельных региональных советах профсоюзов - Карагандинском, Ленинградском, Московском, Свердловском, Сталинском - правовая инспекция труда была восстановлена в порядке эксперимента (постановление Президиума ВЦСПС от 21.02.1958). В постановлении были определены полномочия правовых инспекторов труда. Инспекторы должны были: - регулярно проверять соблюдение установленного режима труда и отдыха, охраны труда несовершеннолетних и женщин, порядка оплаты труда и соцстраха, а также других НПА и колдоговоров, касающихся условий труда; - принимать меры к устранению выявленных нарушений трудового законодательства, выдавать обязательные для администрации требования об устранении нарушений, привлекать к административной ответственности виновных работодателей; - оказывать консультационную и иную помощь фабзавкомам профсоюзов в вопросах применения трудового законодательства. С принятием нового КЗоТ РСФСР (09.01.1971) надзор и контроль в сфере труда впервые был выделен в отдельную XVII главу, а ст. 244 определила органы, уполномоченные осуществлять надзорно-контрольные функции. К таким органам были отнесены профсоюзы и создаваемые ими правовые инспекции. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый правовой инспекций труда профсоюзов, распространялся на все отношения в сфере наемного труда - при этом полномочия других надзорных органов были ограничены отдельными институтами трудового права. В развитие указанных положений КЗоТ Президиум ВЦСПС принял Положение “О правовой инспекции труда” (22.11.1976). Теперь правовая инспекция труда осуществляла контроль за соблюдением законодательства о труде по следующим вопросам: трудовой договор и ведение трудовых книжек; режим труда и отдыха; оплата труда, гарантии и компенсации; возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве; дисциплинарная и материальная ответственность. Правовыми инспекторами труда могли быть только лица с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не меньше трех лет. Основными полномочиями инспекторов являлись: надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений; привлечение виновных работодателей к административной ответственности; направление в органы внутренних дел актов проверок для привлечения виновных к уголовной ответственности; внесение в профсоюзный орган предложений об отстранении от должности руководителя, нарушающего законодательство о труде. Утвержденное Президиумом ВЦСПС новое Положение “О правовой инспекции труда” (23.08.1985) расширило круг полномочий инспекторов труда. Одновременно с проверкой соблюдения работодателями трудового законодательства инспекторам предписывалось контролировать соблюдение жилищного законодательства при распределении администрацией предприятия жилой площади. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Долгое время профсоюзы и их правовые и технические инспекции труда наряду с профсоюзными функциями выполняли и функции государственные. Но политические преобразования и изменения трудового законодательства и законодательства о профсоюзах во многом изменили и правовой статус инспекций труда профсоюзов. Закон “О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР” от 25.09.1992 лишил профсоюзы права осуществлять государственный надзор и контроль в сфере труда. В настоящее время правовая инспекция труда профсоюзов вправе осуществлять особый профсоюзный контроль - за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; за выполнением колдоговоров, соглашений и законодательства об охране труда. В отличие от госинспекций труда и иных органов государственного контроля (надзора), имеющих ограничения на проведение проверок, инспекции труда профсоюзов действуют в системе соцпартнерства и вправе на постоянной основе осуществлять регулярный контроль за соблюдением законодательства о труде. Кроме того, правовые инспекторы труда ежедневно находятся рядом с членами профсоюзов и осуществляют не только контрольную, но и профилактическую работу, направленную прежде всего на профилактику и предупреждение нарушений их трудовых прав; проводят регулярные консультации с работодателями и разъясняют работникам их права.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/k-105-letiyu-inspektsii-truda-v-rossii.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©