25.04.2024 03:23
Премия ФНПР молодому писателю-фантасту
Профсоюзное единство

Премия ФНПР молодому писателю-фантасту

1250

                                                                          КРАСКОЙ ПО ЛИЦУ

Интервью с писателем, получившим премию ФНПР  Владимиром Румянцевым

Рассказ “Гжель” - первая опубликованная работа Владимира Румянцева, причем успешная: он получил приз ФНПР “Час Быка” за лучшее социальное произведение в жанре фантастики.
Корреспондент “Солидарности” поговорила с писателем и узнала, как был придуман такой необычный мир, где люди общаются друг с другом “симфокрасками” на лице.

- Владимир, “Гжель” - ваша первая публикация, и сразу премия. Какие ощущения? Повлияет ли такое признание на ваше дальнейшее творчество?
- Премия меня, конечно, удивила и порадовала. Я пишу довольно давно, иногда “играю” на сетевых конкурсах, но доводить вещи до публикации мне всегда было как-то лень. Фактически рассказ в журнале “Мир фантастики” стал первым. Однако теперь я вижу, что в бумажных публикациях есть смысл. Признание определенно мотивирует.
- В вашем рассказе необычное фантастическое допущение. Расскажите, что сподвигло вас написать “Гжель”?
 - “Гжель” была придумана и написана для сетевого конкурса фантастических рассказов “Коллекция фантазий”. Надо было написать рассказ на заданную тему на выбор, одна из них звучала так: “Без слов”. Пояснение к теме: нужно показать большое сообщество людей или других высокоразвитых разумных существ, которые для общения друг с другом не используют состоящую из слов речь и ее аналоги, как то: письменность, язык жестов, знаки, телепатию (если это подразумевает передачу мысленной речи) и т.п.; интересны и поэтому допускаются более абстрактные способы взаимодействия: музыка, мимика, танец, живопись и другие искусства, контекст ситуаций, умолчания и т.д. Это был интересный вызов, и мне захотелось раскрыть тему максимально полно и нешаблонно. Не через музыку, танец и живопись, а оригинальнее. Так возникла идея общения емкими искусственными схемами. Рассказ вошел в топ-10 конкурса, и когда “Мир фантастики” захотел его напечатать, я доработал текст, он разросся почти вдвое. Но все равно многое туда не влезло. Можно было и повесть написать.
                                                                               СПРАВКА:
В основе сюжета рассказа “Гжель” - некий инцидент, в результате которого группа ученых и других жителей Наукограда лишились возможности воспроизводить и понимать человеческую речь, но не лишились способности мыслить. Была разработана система общения специальными схемами, которые передавались так называемыми “симфокрасками” на лице или в цифровом виде. Спустя 15 лет мышление этих людей, называемых “гжелью” (из-за того, что симфокраска голубого цвета), становится все дальше от человеческого, но они хотя бы помнят, что такое речь. Подрастающее поколение лишено и этого, но прекрасно учится и хорошо осваивает новые навыки. Нормальные люди тоже могут освоить такой “язык”, хоть и не до конца. Герой рассказа - журналист, мечтающий написать книгу о “гжели”, чтобы остальные смогли лучше понять “лингвоблокированных”.
- Ваш рассказ характеризуют как лингвофантастику. Это редкий жанр, считается, что в нем сложно работать. Вы как-то связаны с лингвистикой?
- Никак не связан, но вопрос о соотношении языка и мышления меня занимал и раньше, а тут подвернулась возможность художественно поразмышлять об этом.
- “Мир фантастики” дал рассказу такой анонс: как жить, если теряешь способность говорить, читать и воспринимать речь? А если бы вы попали в описываемый мир, как бы жили?
- Да нормально бы жил. Описываемый мир довольно “травоядный” по сравнению с реальным. Люди там самоорганизуются, реабилитацию проводят, устраивают программы помощи пострадавшим и так далее.
- Рассказ получил премию за лучшую социальную фантастику. Как вы сами относитесь к социальной фантастике? И стоит ли авторам ее сейчас писать?
- Я ничего не могу советовать другим авторам, но считаю, что лучше ориентироваться только на собственные цели, желания и интересы, а если ставить творческие задачи, то наиболее высокого уровня - общечеловеческие. По факту, многое из того, что я пишу, получается с социальным уклоном, потому что мне это интересно. Социальную фантастику - читаю. Нужна ли она сейчас? Ну, как сказать… Никогда не знаешь, когда книга вдруг станет популярной.
 - Традиционный вопрос о планах на будущее. Над чем работаете?
- Я эпизодически пишу рассказы на сетевые конкурсы: когда хочу поиграть и темы выглядят интересно. Не знаю, когда еще сыграю и что напишу. Но малая форма мне не особо нравится, у меня чем крупнее вещь - тем удачнее. “В стол” я сейчас пишу развесистый мрачноватый фэнтези-эпик необъятных размеров про разум, метаморфозы, месть и т.д. Там есть неоднозначные герои, большой неоднозначный конфликт и государство со множеством нечеловеческих народов и своеобразной идеологией. Тоже с элементами лингвофантастики, кстати. Но пишу я со скоростью Джорджа Мартина, так что неизвестно, когда допишу. Когда-нибудь - обязательно.
- Что для вас писательство? Почему вы пишете? И почему именно фантастику?
- Любимое хобби. Развлечение. Возможность поразмышлять на сложные темы. Еще я пишу потому, что это мой способ оставить после себя долгий след в мире. Нет гарантии, что получится, но вдруг? Почему именно фантастика? Я не ограничиваю себя какими-то рамками, если захочу - напишу соцреализм. Но в целом мне нравится выдумывать что-то изощренное, а фантастика развязывает руки.

                                                                                 Комментарий
Шершуков.jpg
Александр Шершуков, заместитель председателя ФНПР:
- Рассказ “Гжель” не является в чистом виде развлекательной литературой, в которой коренится фантастика существенной своей частью. Рассказ дает материал, чтобы подумать. У братьев Стругацких был образ люденов: бывших людей, которые обрели новые качества, практически разлучившие их с человечеством. Людены от него отдалились и живут своими интересами. По большому счету, рассказ “Гжель” описывает историю людена с точки зрения людена: какие изменения в нем происходили. Конечно, по другим основаниям, чем у Стругацких. Мне это показалось интересным. С другой стороны, в рассказе существенную роль играет коммуникация. Сегодня, несмотря на то что мы говорим на одном языке, пользуемся одними словами, большие группы людей, по существу, лишены коммуникации. В том смысле, что мы не понимаем друг друга, не готовы приходить к согласию. Это показывает, что у нас есть определенные проблемы, и на это необходимо обратить внимание. Тема рассказа имеет выход не на какие-то абстрактные проблемы, но на проблемы сегодняшнего дня. С моей точки зрения, рассказ “Гжель” составляет явление, которое мы отметили. Это малая форма, которая заключает большой материал для размышлений.
Автор материала: Юлия Рыженкова - Краской по лицу Юлия Рыженкова E-mail: ryjenkova@solidarnost.org В раздел «Статьи» Все публикации автора

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/kraskoy-po-litsu.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©