25.04.2024 13:20
Наставники, которых не было и не будет!
От редактора

Наставники, которых не было и не будет!

528

Наставничество инициировал не президент, но идея вышла «оттуда». Советское наставничество не было таким, каким его сегодня описывают. Современное наставничество непродуктивно для самого «вожатого» по причине безусловной уголовной ответственности. Зачем возрождать блеф?
Про наставничество власть помнила всегда, но всего 5 лет назад кремлёвское видение описал будущий вице-премьер Андрей Белоусов. Министр Скворцова взяла идею на вооружение, запустив документальное оформление как будто бы преемника ею же уничтоженной интернатуры. Через год в 13 регионах запустили пилотник по 2-летней курации приступивших к работе выпускников вузов. Пилотный проект признали удачным, в 2020 на его основе издали методические рекомендации.
После осеннего предложения президента о введении врача-стажёра, трёхсторонняя комиссия по РТК на 2023 год рекомендовала ЛПУ оплачивать труд наставников стимулирующими, благо год поименовали «годом наставничества». В феврале сенаторы предложили создать «действенные механизмы» с включением в Трудовой кодекс статей об оплате труда наставников. Весной в Минобрнауке приступили к созданию профильной ассоциации и профстандарта наставника.
На нормативном пустыре регионам доверили самостоятельно решать вопросы наставничества, где-то наставничество закрепили коллективным договором с определённой оплатой труда. В большинстве ЛПУ не случилось, потому как добровольных охотников учить молодёжь за деньги или за здоров живёшь найти непросто. Пример историй советского наставничества не вдохновляет, ибо знавшие его изнутри помнят, как это было и что это было совсем не так, как принято говорить.
Действительно, наставничество существовало, возможно, что и оплачивалось бонусами в форме не столько размера премии, сколь права на её получение, дозволением совмещения, а иногда довольствовались добрым словом начальства. Субординаторам в наставники назначали клинических ординаторов, интернам и клиническим ординаторам – врача отделения, может, даже старшего врача.
Расскажу про свой опыт обучения у наставников. На первом году ординатуры в начальники назначили выпускника ординатуры Онкоцентра, которую тоже курировали, но рангом повыше - старший врач отделения. Клинические ординаторы в те годы получали зарплату и вели пациентов, из послаблений «за молодость» - первые полгода дежурство со старшими, дальше – на правах нормального врача.
Наставничество было, правда времени и сил на обучение молодняка старшие не тратили, но на вопросы всегда отвечали. Главный учитель – еженедельный обход завотделением, завершаемый детальным обсуждением пациентов. Лекций ординаторам не читали, но действительной кузницей знаний подрастающих онкологических кадров был пятничный межотделенческий консилиум с участием профессуры института Герцена.
С молодняка за провинности спрашивали, как со всех, но всей строгости закона не применяли, как и ко всем. В советское время Уголовный кодекс почитался, но доступа в медицину не имел. Было немыслимым привлечение врача за нарушение, разве только редко выписывали выговор, да и то не по клинической – по дисциплинарной части.
Сегодня уголовные дела «пекутся» по надуманному поводу, потому как пациент всегда имеет, что предъявить врачу. Сегодня с психиатров уголовно спрашивают за преступления диспансерных пациентов, рентгенологов судят за назначенное терапевтами лечение, акушеров сажают за мертворожденных. Сегодня принятие на себя обязанностей наставника влечёт солидарную уголовную ответственность за дела начинающего врача. Опытному врачу хочется экстрима и не хватает проблем, тогда он станет наставником.

По материалам сайта:"МирВрача"
фото из свободных источников в сети