29.04.2024 13:47
В субботний вечерок на
ПрофМед - Лекторий

В субботний вечерок на "Профмединфо". В. Софьин: "ПОГОВОРИМ О ШОПЕНГАУЭРЕ?"


С точки зрения молодости - жизнь есть 
бесконечное будущее,
 с точки зрения старости - очень 
 короткое прошлое…
  Артур Шопенгауэр

Шопегауэр модость Старость.jpg

А зачем? Спросит меня досужий читатель или посетитель (это, оказывается, не одно и тоже) сайта «Профмединфо» Саратовской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ.
Действительно, зачем?
Какое отношение имеет немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.), представитель волюнтаризма («в моём доме прошу не выражаться», припоминаете?) к медицинскому информационному ресурсу, хотя и склонному к некоторым литературным, историческим и научно-популярным протуберанцам, экзирсизам и прочим, не совсем медицинским, кунштюкам?
Дело в том, что идеология нашего ресурса, его можно сказать, парадигма – это освещение широчайшего круга вопросов и проблем, ибо Профсоюз и Медицина области человеческой деятельности всё поглощающие и всё затрагивающие. Почему бы нам не затронуть старика Артура?
Шопенгауэр с автографом.jpg
Откровенно говоря, пытаясь раз за разом вникнуть в его дремучую философию, изложенную в главном сочинении: «Мир как воля и представление», лишний раз убеждался насколько слаб мой интеллект и впадал в тот самый бесцельный пессимизм, который проповедовал философ; состояние близкое к буддисткой нирване.
Нет! Это не для нашего славянского духа, которому чужды аскетизм и наслаждение страданиями!
Конечно, более интересны и понятны взгляды старика Артура на свободу воли, которые он изложил в одноименном конкурсном сочинении, увенчанном Норвежской Королевской Академией Наук в 1839 году.
В принципе, можно было не рисковать заработать менингит, читая этот труд. Достаточно перевести с латыни Девиз сочинения: «La liberte est un mustere» - «Свобода есть тайна» и на этом завершить погружение в немецкую философию. Но я проявил силу воли и тщательно, на протяжении нескольких месяцев, изучал основные положения, несомненно, гениального труда.
Должен честно признаться, что всё это время мне не пришлось пользоваться седативными и снотворными средствами.
Сон приходил самостоятельно и быстро, а поведение моё, в быту и на работе, как отмечали близкие и сослуживцы, было почти ангельским – терпимым, доброжелательным и учтивым.
Вот вам, пожалуйста, первое медицинское значение трудов Артура Генриха Шопенгаура, отец которого повесился, когда мальчику было 17 лет, что спасло Артура от занятий коммерцией, на чем настаивал папаша-неудачник.
Судьбу Артура определила его мать - Иоганна Генриетта, общительная, наделенная неиссякаемой энергией женщина. Она занималась писательской деятельностью и была в приятельских отношениях с самим Гёте!
Именно мать рекомендовала Артуру изучить в гимназии классическую филологией, а затем поступить в Геттингенский университет.

С душою прямо геттингенской,                       Шопенгауэру 29 лет.jpeg
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт...
А.С. Пушкин)
На медицинский, а затем философский факультеты.
Так что наш, Артур Шопенгауэр - медицинский человек! Всё же долю пессимизма от отца он перехватил и проповедовал в своей философии.

На сегодня, существуют весьма сложные взаимоотношения между пациентами и медицинскими работниками или правильнее – работниками здравоохранения.
Отношения эти, нередко, негативные и взаимно обличительные! Не всегда, конечно, но часто. Трудно найти то, в чем пациенты не обвиняют работников здравоохранения. Перечисление займёт много места и душевных сил. При этом, поразительно! Обиженные на весь медицинский мир люди, вновь и вновь идут к «проклятым» медикам, получают лечение, выздоравливают, большей частью, и вновь начинают проклинать врачей и иже с ними!
У медиков претензий к своим пациентам немного и главная из них – агрессивные невежды!
Это я к чему! Если бы пациенты читали бы и регулярно перечитывали «Афоризмы для усвоения житейской мудрости» Артура Шопенгауэра то, во-первых, меньше бы болели, а во-вторых, объективнее относились к медицинскому персоналу.
Цитирую: «…для благополучия человека и даже для целого образа его существования главным делом несомненно является то, что происходит в нем самом. Здесь именно лежит непосредственный источник его внутреннего довольства или недовольства».
Иначе и проще говоря, отсутствие самокритики, контроля своих действий многими из пациентов, лежат в основе негативного отношения к медикам, которые как по взмаху «волшебной палочки» или за неделю стационарного лечения должны избавить от проблем, которые они же сами и накопили за долгие годы нещадного эксплуатирования своего организма!
Более чем на 40% здоровье каждого индивидуума определяется образом его жизни, 20% - влияние факторов окружающей среды, более 20% - генетика и только около 15% практическое здравоохранений.
Это факт и к Шопенгауэру не ходи!
Кстати, другой гений – Гёте писал, примерно, о том же самом:
«Раб, народ и победитель
Сознаются все давно:
Счастье высшее земное
В личности заключено…»

     В погоне за богатством, удовольствиями, карьерой и прочими благами люди забывают один из постулатов, высказанных Шопенгауэром, что «здоровый нищий счастливей больного короля»! В наш прагматичный век высокотехнологичной медицины, этот трюизм сомнителен и в ходу совсем уж циничный и парадоксальный, что «лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным!».
Это не Шопенгауэр сказал, это сказал не знаю кто. Однако, «вернёмся к нашим баранам…».
Дорогие и многоуважаемые пациенты, нанеся вред своему организму и накопив, часто, в молодом ещё возрасте, кучу болезней, винят в этом кого угодно, врачей в первую очередь, но только ни себя. Ни боже мой!
Аристотель, «Универсальный человек» всех времён и народов, разделял все блага жизни (которыми мы наслаждаемся, увы, очень короткое время) на три вида: «внешние, душевные и телесные».
Исходя из этого, Шопенгауэр постулировал, что судьбы всех людей определяются, во-первых, тем каков сам человек!
У меня тут же возник соблазн перенестись в середину 20-го века, к спору двух великих советских генетиков – академика Дубинина и профессора Эфроимсона, по поводу того, что первично – генетика человека, его порода или окружающая среда, в первую очередь – социальная, то есть воспитание.
Соблазн был задушен (вот она воля то!) и я, пожалев читателя, не стал погружаться в дебри генетики и социодарвинизма, хотя мог бы скрасить эту актуальную и сегодня тему, прелестным анекдотом, который мне поведал на охоте один из пионеров отечественной генной инженерии профессор Винецкий Юрий Павлович. В следующий раз – непременно.
Во-вторых, судьба наша, по Шопенгауэру, зависит от того, что человек имеет. Это материальные блага. Движимое и недвижимое имущество. Деньги, разумеется. Вот жён (мужей) и тёщ, философ не упоминал. Сдаётся мне, что он был жёноненавистником, считая их болтливыми, легкомысленными существами.
Старикан восклицал с досадой, - «Тaceat mulier in ecclesia!», что есть в вольном переводе означает,- «Дуры, хоть в церкви помолчите».
Считаю необходимым сделать здесь замечание, что мнение автора и редакции Портала «Профмединфо» не обязательно должно совпадать с мнением великого мыслителя.
И третья составляющая детерминанта нашей судьбы, утверждал Артур – это то, чем человек является в представлении других людей. То есть мнения о нём, который выражаются в почете, рагах, славе, наградах…я бы добавил – слухах, сплетнях, характеристиках и, конечно, резюме. Ныне без резюме и «не туды и не сюды»!
Различия ранга (положения в обществе) и богатства дают возможность играть каждому из нас свою роль, но этой роли может не соответствовать внутреннее различая счастья и довольства. В каждом человеке, считает Шопенгауэр, сидит все тот же горемыка со своей нуждой и заботами.
Никто не может вылезть из своей индивидуальности.
Вот такой был пессимист и даже где-то мизантроп! И скажу честно – я, лично, с эти тезисом согласен. А вы уж смотрите сами. В первоисточники загляните.
Далее. Про индивидуальность человека. То, что каждый из нас – это уникальное, неповторимой создание, становится ясно после первой же поездки в переполненной «маршрутке».
Шопенгауэр же утверждал, что «индивидуальностью человека предрешена мера возможного для него счастья.
Эта мысль философа 19-го века перекликается с более поздним утверждением некоторых антропогенетиков, что «характер человека определяет в значительной мере его судьбу». И здесь я полностью согласен и с философом и с генетиками.
И далее, Шопенгауэр плавно и сложно излагая (с ума сойти), переходит к категории счастья. Сознайтесь, мои уважаемые читатели, что каждый из вас нередко думал о нём.
Гёте писал,- «Счастье высшее, земное – в личности заключено!».
Эту простенькую идейку подхватил Артур и как отрезал,- «Наше счастье зависит от того, что такое мы сами, при этом для нашего счастья и наслаждения важнее субъективная сторона – голод лучший повар, а старик равнодушен к любви».
Извините, ну, вот здесь я категорически не согласен с товарищем Шопенгауэром и мог бы процитировать того же Омара Хайяма, придерживающегося несколько другого мнения, но потом, как-нибудь.
Но с чем я полностью солидарен с Артуром Шопенгауэром, так с его миленьким утверждением, что «спокойный и весёлый темперамент, ум, умеренная воля и наконец – здоровье, не заменят никакие ранги и чины».
Шопенгауэр 2.jpg

И далее! Блеск! Жаль, что именно сегодня не принимают эту простую, но великую истину, высказанную Шопенгауэром,- «Богатство мало способствует счастью. Неизбежны заботы, связанные с его сохранением и преумножением. И все же люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатств, чем об образовании ума и духа, здоровье!».
Гарантом здоровья по Шопенгауэру является избежание всяких излишеств, всяких сильных и неприятных движений души, духовного напряжения. По- нашему – стресса!
Ежу понятно, но SAPIENTI SAT!
                                                          таблетки счастья.jpg

                                                       Будьте здоровы, веселы и счастливы!

Первоисточники:    издание.jpg



а так же, из собственной головы - ума горячих наблюдений
и сердца радостных замет!
осень жизни.JPG