15.05.2024 10:40
Лекция по истории медицины: «ФЕЛЬДШЕРА»
ПрофМед - Лекторий

Лекция по истории медицины: «ФЕЛЬДШЕРА»

Само название - «фельдшер» происходит от немецких слов: «Feld» — поле (боя) и «Scherer» — цирюльник.
Такое удачное сочетание «слова и дела» появилось еще в средние века. Действительно, ну кто ближе к телу человека, его лицу и не только? Конечно, брадобреи и цирюльники, сиречь - парикмахеры.
Термины «брадобрей» и «цирюльник» исчезли из нашего лексикона, «парикмахеры» тоже маскируются разными там красивыми и непонятными определениями, а вот Фельдшер не просто остался, но и продолжает благородно звучать, как в обывательской среде, так и в медицинском сообществе.
Это специалисты, не боюсь это озвучить, «переднего края медицины», сложного, ответственного и нередко опасного для жизни и здоровья самих фельдшеров. Нападения на фельдшеров «Скорой помощи» и приёмных отделений ставятся обыкновенным явлением, благодаря насажденному «культу», его Величества пациента, и почти полного бесправия медицинского работника.
Впрочем, это другая история, а мы проследим историю возникновения и формирования явления, именуемого как Фельдшер!
Начнем не с «Царя Гороха», а царя Алексей Михайлович (1629-1645 гг.) который, готовясь к войне с Польшей, в 1653 г. открывает «Костоправную школу», а в следующем 1654 г. при Аптекарском приказе создает специальную «Лекарскую школу», куда было набрано 30 учеников для изучения «лекарского, аптекарского и иного дела».
Обучениеobuchenie-gramoty-s-miniatyury-17-v-900x600.jpg
Ученики лекарской школы отправились на театр военных действий под Смоленск и Вязьму, где проходили их учеба и боевое крещение.
Первый выпуск лекарской школы состоялся в 1660 г. Выпускники получали диплом «русского лекаря»; по рангу они стояли ниже иностранных врачей, и платили им меньше.
slide-8.jpg
Дальнейшее развитие фельдшерское образование получило в царствование Петра I, основавшего в 1706 г. в Москве, за Яузой первый в России постоянный госпиталь с лекарской школой. Госпиталь выпускал медицинских работников 2 категорий — лекарей с высшим и подлекарей со средним медицинским образованием (звание, которое получали ученики лекарской школы на III курсе).
К середине XVIII века, в царствование Анны Ивановны (1693-1730 гг.), из-за границы уже приглашали только лекарей. Функции подлекарей во время войны выполняли учащиеся госпитальных школ. Однако, обученного медицинского персонала постоянно не хватало даже для нужд армии, не говоря уже о гражданском населении.
В то время, как еще Воинским уставом, изданным Петром I в 1716 г., было предписано - «в каждую дивизию определяем был доктор и штаб-лекарь и во всякую роту фельдшер или цирюльник».
В начале 40-х годов в Петербургском и Кронштадтском генеральных госпиталях, при которых имелись лекарские школы, а в 1764 г. и при Московском госпитале появились младшие медицинские стажеры. Их учили перевязывать раны, пускать кровь, ставить лечебные клистиры, припарки и пр.
Со временем наиболее способных производили в подлекари, причем, продолжая учебу, они могли стать даже лекарями. Остальные после пятилетней службы в госпитале определялись в полки цирюльниками.
Таким образом, среди лиц с доврачебным медицинским образованием наряду с фельдшерами и подлекарями мы встречаем цирюльников.
Первая в России фельдшерская школа была открыта при Голицынской больнице в 1832 г. При Императоре Николае Ⅰ
В нее принимались мальчики — дети крепостных служащих больницы. В 1835 г. учреждена фельдшерская школа при Ново-Екатерининской больнице, ставшей клинической базой Московской медико-хирургической академии. В конце 1830-х годов открылась фельдшерская школа при Петербургской Мариинской больнице, относившейся к Воспитательному дому.
В 1845 г. Московский воспитательный дом открывает свою фельдшерскую школу. Задачей ее была подготовка фельдшеров из деревенских питомцев Воспитательного дома для службы в лечебницах казенных селений Министерства государственных имуществ и в больницах заведений, относящихся к Воспитательному дому. В 1876 г. школа слилась с подобным учебным заведением Голицынской больницы, которая с 1828 г. находилась в одном ведомстве с Воспитательным домом.
В 1838 г. было утверждено положение о фельдшерских школах при военных госпиталях. При Московском госпитале, например, полагалось 200 учеников. В школу принимались юноши в возрасте 15—17 лет. Срок обучения составлял 3 года.
Однако все перечисленные школы имели ведомственный характер и предназначались для удовлетворения потребностей в медицинском персонале ведомств-учредителей.
Возраст поступающих в обучение колебался от 12 до 16 лет. Образовательный уровень для поступающих был минимальным. Единственным условием было умение читать и писать на русском языке. Полный курс обучения составлял 4 года.
Рост фельдшерского образования значительно отставал от потребностей жизни. Так, в 1861 г. в ведении Приказов общественного призрения было 5 фельдшерских школ, выпуск которых составил в том году всего лишь 215 человек. К концу 1910 г. число акушерско-фельдшерских школ возросло до 66, а выпуск учащихся — до 1855. И все же медицинских работников не хватало.
В 1910 г. на обширной территории Российской империи с населением около 160 млн. человек имелось 21 тыс. врачей и 36 тыс. фельдшеров.
В среднем на 1 врача приходилось 7—8 тыс. населения. На окраинах России на 1 врача приходилось до 100—200 тыс. человек.
31.jpg   1935ebf3ac7b23ee4b0e981443b65db1.jpg
При обширности расстояний и острой нехватке врачей, фельдшера выполняли основную лечебную работу.
К концу 1910 г. в Российской империи было 4657 самостоятельных фельдшерских пунктов (число врачебных пунктов было 3804).
По официальным отчетным данным, удельный вес самостоятельной фельдшерской помощи в 1906 г. составил 34%, а в отдельных отдаленных от центра губерниях — 84 %.
После введения в 1864 г. Земского общественного управления была установлена так называемая разъездная система врачебного обслуживания. Уезд делился на определенное число (до 25) фельдшерских участков. А для контроля в каждый уезд назначался 1, иногда 2 врача. При таких условиях фельдшера, хотя, согласно законодательству, и считались помощниками врачей, в большинстве своем были предоставлены сами себе и работали самостоятельно.
Практикующие фельдшера значительно отличались друг от друга по уровню образования и квалификации. Те, кто оканчивал специальные школы, имели хорошую подготовку. Но среди них было много таких, кто получил квалификацию путем простого ученичества при войсковых частях, госпиталях и лазаретах (войсковые фельдшера), при государственных, общественных, частных больницах, даже у вольнопрактикующих врачей и акушерок.
Полуграмотные люди после практического обучения фельдшерскому или повивальному делу имели право держать экзамен при врачебных управах и получали свидетельства на звание фельдшера или повивальной бабки.
После введения земского самоуправления в 34 центральных губерниях земские управы стали создавать собственные фельдшерские и акушерские школы. С 1867 по 1877 г. было открыто 19 таких школ. Преодолевая недостатки «разъездной» системы, земство начало развивать сеть стационарной врачебной помощи. Для этого учреждаются земские больницы, в которых фельдшера и акушерки работали под надзором врачей.
В соответствии с изменением системы здравоохранения, меняется характер подготовки среднего медицинского персонала. Земские фельдшерские школы предназначались главным образом для комплектования сельских больниц, в связи с этим при зачислении в школу предпочтение отдавалось крестьянским детям в расчете на то, что они останутся работать на селе.
Применительно к новым условиям в 1872 г. был издан «Нормальный устав земской фельдшерской школы».
Согласно этому уставу, возрастной ценз поступающих в школу был повышен до 15 лет для мальчиков и 18 лет для девушек. Образовательный ценз был снижен до уровня знания русской грамоты. Учитывая сравнительно невысокий уровень грамотности поступающих в школу, в учебный курс вводилась более широкая общеобразовательная программа. Соответственно этому срок обучения был продлен до 3 лет в фельдшерской школе и до 2 в повивальной.
В 1897 г. издается «Новый нормальный устав земских фельдшерских школ» и появляются новые программы преподавания. Упомянутый устав повысил образовательный ценз поступающих до 3-годичной народной школы, продлил срок обучения до 4 лет, сократил преподавание общеобразовательных предметов и расширил объем специальных дисциплин. Именно в этом направлении продолжалось дальнейшее совершенствование системы подготовки фельдшеров в России и в начале XX века. В курс некоторых школ вводятся естественные науки — физика, химия, зоология, а из медицинских дисциплин гинекология, санитария, детские, глазные, ушные болезни и даже психиатрия.
В течение первой трети XIX века школы повивальных бабок являлись единственной официальной формой подготовки медицинских кадров со средним специальным образованием. Среди сельского населения фельдшера пользовались большей популярностью по сравнению с акушерками. В связи с этим, а также в связи с ограниченностью бюджета земского самоуправления в конце XIX века был поднят вопрос о совмещении профессий фельдшерицы и акушерки в одном лице.
Повивальные школы стали заменяться акушерско-фельдшерскими.
В 1903 г. были выработаны и введены в действие соответствующим циркуляром Министерства внутренних дел учебные планы и программы обучения в акушерско-фельдшерских школах.
В 1854 г. была организована первая в России фельдшерская школа при Петербургском воспитательном доме, а в 1871 г. — первое в Москве женское фельдшерское училище при Старо-Екатерининской больнице. Такое же училище открылось при Мариинской больнице в 1879 г.
2 октября 1896 года была открыта женская фельдшерской школы в Саратове.
5.jpg
Ныне - это Саратовский областной базовый медицинский колледж- СОБМК, об истории которого я расскажу в следующей лекции.