15.05.2024 11:23
Лекция по истории медицины. В. Софьин. «Медицина в России в 18-м,  начало 19-говеков
ПрофМед - Лекторий

Лекция по истории медицины. В. Софьин. «Медицина в России в 18-м, начало 19-говеков"

В 1763 году Россией стала править Екатерина II – Великая, в девичестве София Фредерика, Августа – немецкая принцесса Ангальт- Цербская, которую привезли в 15 летнем возрасте в Россию, окрестили в православие под именем Екатерина Алексеевна. И выдали замуж за Петра III, внука Петра I.
1.jpg

2.png
3.jpg
                                             4.jpg
Природный ум, трудолюбие, любовь к России помогли Екатерине стать Великой Государыней, самой умной и образованной из многих её предшественников. Именно в годы её царствования были достигнуты выдающиеся успехи в искусстве, науке, в том числе и медицине!
Была сформирована Медицинская коллегия (1763–1803) - главное ведомство медицинского управления в России.
Коллегия руководила всей медицинской помощью населению – организацией аптек, заготовкой лекарственного сырья, подготовкой медицинских кадров,
впервые учредила оспенные дома, вариоляцию, Приказы общественного призрения (1775), врачебные управы (1797), ввела должности уездных врачей.
Приказы общественного призрения (Административные органы общественной заботы, опеки) в России (1775) были учреждены в городах каждой губернии по указу Екатерины II. В их состав входил губернатор, выборные представители дворянского, купеческого и крестьянского сословия. Приказы должны были выполнять функции государственных и общественных учреждений для поддержки малоимущих и низших сословий. Основные функции приказов заключались в устройстве и содержании воспитательных и сиротских домов, богаделен и больниц, начальных школ, работных домов для праздно шатающихся, домов для неизлечимо и психически больных, приютов для больных и умалишенных, тюрем, смирительных домов. В состав приказов входили оспенный и родильный дом, лазарет для венерических больных. Приказы подчинялись Медицинской коллегии, а с 1803 г. – Министерству внутренних дел, финансировались из Государственной и городской казны, а также пожертвований. С введением земских учреждений функции приказов общественного призрения перешли к земству.
5.jpg6.jpg
При Екатерине II началось строительство крупных больниц для гражданского населения в Петербурге (Калинкинская, Павловская, Обуховская) и Москве (Ново-Екатерининская).
Голицинская больница (1802) открыта на средства князя Д.М. Голицина в Москве. Позднее она была объединена с Первой Градской больницей (ныне Первая городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова).
Для незаконнорожденных младенцев учреждались
воспитательные дома (1763, 1771).
7.jpg 8.jpg
Странноприимный дом (1810) создан на средства графа Н.М. Шереметьева (ныне НИН скорой помощи имени Н.В. Склифосовского).
Во время Отечественной войны 1812 г. в его здании размещался госпиталь сначала французской, затем русской армии, а позже – госпиталь для раненых в русско-турецкую войну (1887), в него поступали раненые русско-японской, Первой мировой войн. В 1923 г. на базе
Шереметьевской больницы (бывший Странноприимный дом) организован Институт неотложной помощи (с 1929 г. им. Н.В. Склифосовского).
Первая тюремная больница была создана в Москве на территории Старо-Екатерининской больницы по инициативе и на средства Главного врача тюремных больниц – Ф.П. Гааза (1780–1853).

                               9.jpg                                               
Как член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем он посвятил свою жизнь облегчению участи заключенных и ссыльных. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных, боролся за отмену права помещиков ссылать
крепостных.

                                                              10.jpg
                                                         Гааз Фёдор Петрович
Московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный как «святой доктор».
В 1809-1810 гг. он совершил путешествие по Кавказу для изучения минеральных источников (ныне Кавказские Минеральные Воды). Исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках Ессентуки, положив начало санаторно-курортному лечению в России.
В XX в. в его честь названо Федеральное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза».
                                                  11.jpg
                                                           Фёдор Петрович Гааз навещает больных
Девизом его жизни были слова: «Спешите делать добро». Эти же слова начертаны после его смерти на мемориальной доске.
                                                      12.jpg

В начале XX в. открылись Раковый институт (1903, построен на средства купцов Морозовых).
Детская Морозовская больница (1905). Алексеевская глазная больница (1906).
Солдатенковская больница (1910, ныне больница им. С. П. Боткина).
                                                     13.jpg
Известный меценат и промышленник, почётный гражданин Москвы, купец первой гильдии Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901), один из богатейших людей своего сословия, оставил духовное завещание. В нем он распорядился выделить часть своих средств, порядка 2 миллионов рублей, на постройку в Москве "новой бесплатной больницы для всех, без различия званий, сословий и религий".
                                14.jpg

                                 15.jpg

16.jpg

Боткин Сергей Петрович – величайший российский врач!
В декабре 1920 г., отмечая 10-летие больницы, Московский совет народных депутатов принял постановление о переименовании Солдатёнковской больницы в Больницу имени С.П. Боткина (1832-1889) – выдающегося русского врача и общественного деятеля.

                            РОССИЙСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в 18 -19 вв.
Первая лекарская школа (1654–1714) была создана при Аптекарском приказе для подготовки лекарей и не считалась высшим учебным заведением, существовала недолго. В школе преподавали врач и иностранцы, и опытные русские лекари. Преподавание велось
на немецком языке. Учение начинали с ботаники, фармакологии, практической фармацеи, анатомии, понятий физиологии.
Через 2 года прибавлялись специальные понятия – «знамения немочей», с 4 года учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок.
Лекарская школа готовила, в основном, лекарей для службы в армии. С лекарями ученики ездили на войну.
Аптекарский приказ утверждал окончивших школу в звании «русских лекарей». В течение 7 лет лекарская школа при Аптекарском приказе существовала одновременно с госпитальной школой при Первом московском госпитале, открытом позже Петром I.

                                                                 17.jpeg
При Московском непременном госпитале была создана первая госпитальная школа в 1707. Она содержались на средства Монастырского приказа. Преподавание в ней велось на латинском языке.
В 1757 г. госпиталь стал военным лечебным учреждением и был переименован в Генеральный сухопутный Московский госпиталь (ныне Главный военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко).
18.jpg
Первоначально он был гражданским, штаты формировались из русских и иноземных врачей, получавших жалование.
Госпитальную школу возглавил выпускник Лейденского университета и уроженец Амстердама – Н.Л. Бидлоо (1670–1735).
Он был приглашен в Россию, став «ближним доктором» Петра I.
В программу обучения школы входили анатомия, хирургия, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь.
Школа готовила лекарей- хирургов. Окончивших госпитальную школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были зарекомендовать себя на практике.
«В 1762 г. Московскую госпитальную школу возглавил выпускник Лейденского университета, первый русский доктор медицины, профессор анатомии, основоположник клинического направления в медицинском образовании Щепин Константин Иванович (1728–1770).
Выдающийся русский врач, хирург, анатом, ботаник и лекарствовед. В 1758 г. в Лейденском университете защитил диссертацию о растительной кислоте "De acido vegetabili" (Lugd.Batav, 1758 г.), затем в Англии и во Франции изучал акушерство и хирургию. В 1759 г. в России подтвердил докторскую степень. В 1762 г. стал первым русским профессором госпитальной школы при Московском сухопутном госпитале. Преподавал анатомию, хирургию, клиническую медицину, а также начала фармации. Первым в России при чтении лекций по анатомии стал использовать микроскопические препараты. В 1764 г. впервые в России начал читать в Петербургской госпитальной школе лекции по анатомии и хирургии на русском языке. Трагически погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.
Константин Иванович разработал систему подготовки врачей, составил программы обучения для госпитальных школ.
Чтение лекций вопреки обычаю проводил на русском языке, ввел обязательное преподавание анатомии на трупах.
Особое значение он придавал умеренному питанию и пище,
содержащей растительные кислоты, подметив, что крестьяне России, употребляя зимой квашеную капусту, ржаной хлеб и настой хвои, не болеют цингой. Он полагал, что содержащаяся в них растительная кислота предупреждает болезнь».
В процессе клинической практики ему становилось очевидно, что лечение больных нельзя проводить по шаблону, поскольку люди отличаются друг от друга возрастом, полом, темпераментом, образом жизни. Он впервые обратил внимание на естественные минеральные воды и ввел в преподавание курс бальнеологии, нередко сам готовил препараты, в своих лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии.
Под его руководством студенты должны были отрабатывать все операции на трупах.
Щепин подготовил на русском языке две рукописи – «Анатомические лекции» (1763) и «Об анатомии вообще» (1764).
В них профессор излагал для слушателей общее и частное анатомическое учение.
Он заботился о ведении учащимися историй болезни, систематически устраивал клинические обходы больных госпиталя. Эти обходы, как и дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения.
После реформы медицинского образования (1753), проведенной Президентом Медицинской канцелярии П.З. Кондоиди (1710–1760), в новую программу госпитальных школ было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, запрет телесных наказаний, установлен 7летний срок обучения и экзаменационная система.
Первая госпитальная школа в России просуществовала до 1804 г., когда она была преобразована первоначально в медико-хирургическое училище, а затем в Московскую медико-хирургическую академию и Петербургскую медико-хирургическую академию.
До XVIII века в России не было ни одного высшего медицинского учебного заведения. Становление Российской империи требовало реформы подготовки медицинских кадров внутри страны.
Для получения высшего медицинского образования граждане России первоначально направлялись в университеты Западной Европы (Падуанский, Лейденский и др.), в российской армии и на флоте служили приглашенные врачи-иностранцы.
Реформы Петра I способствовали росту международного престижа России, становлению нового уровня
медицины и медицинского образования.
В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища. Они готовили врачей и получили право самостоятельного предоставления выпускникам «докторской степени», которая до этого была прерогативой Медицинской канцелярии.
В 1798 г. медико-хирургические училища Москвы и Петербурга были преобразованы в медико-хирургические академии (МХА)».
Московская медико-хирургическая академия (1798) существовала до 1804 г. (была закрыта, а учащиеся переведены в Петербург). В
1808 г. возобновила работу как Московское отделение Петербургской медико-хирургической академии. С 1837 г. вновь обрела статус независимой академии.
В медико-хирургической академии работали известные русские врачи: И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, А. И. Овер, П.М. Шумлянский.
За годы работы академия подготовила более 2000 врачей, несколько сотен фармацевтов.
В 1845 г. она была объединена с медицинским факульте-
том Московского университета.

В 1798 г. была создана Петербургская медико - хирургическая академия.
19.jpg
В 1808 г. императором Александром I академия была возведена в ранг «первых учебных заведений Империи»: она получила права академии наук, ей было разрешено избирать своих
академиков, и она стала именоваться Императорской медико-хирургической академией.
Ее выпускниками стали Н.Ф. Арендт, И.В. Буяльский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Н.В. Парийский, Н.Ф. Гамалея, Н.Я. Чистовик, Н.А. Богораз.
Впервые в стране в академии были созданы кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, оперативной хирургии, педиатрии, отоларингологии
врачебный институт, ставший прообразом адъюнктуры.
Учредив «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок» (1872), академия стала первым в мире инициатором становления женского медицинского образования.
В 1881 г. она была переименована в Военно-медицинскую академию.
20.jpg
Указом Президента Российской Федерации (1998) академия включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Академия наук (1725) учреждена по инициативе Петра I в Петербурге.
                                                     21.jpg
Она являлась научным и учебным учреждением. При ней были созданы гимназия, академический университет, библиотека, Кунсткамера, ботанический сад. Поначалу в составе академии большинство составляли приглашенные иностранные ученые – братья Бернулли, Л. Эйлер и т. д.
                                     22.jpg
Первым президентом Академии в 1725–1733 гг. стал врач Петра I Л.М. Блюментрост (1692–1755).
На него было возложено заведование Императорской библиотекой, Кунсткамерой.
Он был назначен президентом Академии наук (1725), затем стал куратором Московского университета (1754).
Первым русским членом Петербургской Академии наук был М.В. Ломоносов (1711–1765).

                                                    23.jpg
Выпускник Славяно-греко-латинской академии, он в числе 12 лучших учеников был направлен в Петербургскую Академию наук для продолжения образования. Затем совершенствовал свои знания в университетах и лабораториях Германии.
Его деятельность способствовала развитию физики, химии, геологии, географии, астрономии, истории, организации медицинского дела.
Первый российский университет – Московский университет, был основан по проекту М. В. Ломоносова и по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1755 г.
         В стенах университета учились и работали известные русские врачи: С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, Г.А. Захарьин,
А.А. Остроумов, Н.Ф. Филатов, С.С. Корсаков, , Г.П. Габричевский, Ф.Ф. Эрисман, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, А.П. Чехов и др.
Императорский московский университет (ныне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) был открыт в 1755 г. на Красной площади в здании Главной Аптеки и состоял из 3-х факультетов: 1) философского; 2) юридического; 3) медицинского.
Занятия на медицинском факультете (с 2010 г. Первый МГМУ – Первый Московский медицинский государственный университет имени ИМ. Сеченова) начались с 1758 г. на 3-х кафедрах:
1) анатомии (с практической медициной),
2) физической и аптекарской химии, 3) истории. В 1791 г. университет получил право присвоения ученой степени доктора медицины «возводить в дохтурский статус».
Преподавание велось выдающимися учеными того времени.
24.jpg
Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета был выпускник Московского и Лейденского университетов С.Г. Зыбелин (1735–1802).
25 (2).jpg
Первая клиническая палата (1797) на 10 боль-
ных открыта при Московском военном госпитале. Ею заведовал выдающийся российский физиолог и хирург Е.О. Мухин.
В 1805 г. при университете открылись первые клиники на улице Никитской.
Профессора и студенты медицинского факультета приняли участие в Отечественной войне 1812 г.
М.Я. Мудров (1776–1831) – выдающийся представитель терапии России первой половины XIX в., выпускник и профессор Московского университета, декан медицинского факультета, участник Отечественной войны 1812 г.
26.jpg
Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным изложена в «Слове о способе учить и учиться медицине практической, или деятельному врачебному искусству, при постелях больных» (1820).
Она заключалась в постулате «лечить не болезнь, а больного»!