19.05.2024 00:43
В. Софьин. ИСТОРИЯ СЕКСА. Лекция № 6.  «Средние века». Часть 2.
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. ИСТОРИЯ СЕКСА. Лекция № 6. «Средние века». Часть 2.


«Благородный Сэр!
Что бы вы предпочли:
чтобы люди говорили о вашей даме плохо,
а вы находили бы её добродетельной,
или чтобы о ней говорили хорошо,
а в ваших глазах она оказалась бы недостойной?»
У.Шекспир

Согласитесь, интересный вопрос вынесен в эпиграф. В наше время он многим покажется, как минимум не корректным, а то и, вообще, не понятным. Господи! Какая дама? Какой Сэр?
Не очень приятно пахнущие тётки, с увесистыми сумками, в битком набитых маршрутках, рано стареющие девушки, выкуривающие по пачке сигарет и ругающиеся столь изощренно, что если бы так матерились революционные матросы с крейсера «Аврора», то никакого бы залпа шести дюймовой пушки не понадобилось. Министры Временного Правительства зажав уши сдёрнули бы немедленно в близлежащую Финляндию.
Впрочем, как всегда, забегаю вперёд Матерным ругательствам, как зеркалу сексуальной (и не только), жизни нашей Отчизны, отдельная лекция. Напомните, при случае в комментариях.
Итак, в 12-м веке, на котором мы остановились в прошлой беседе, начались кое-какие изменения в отношениях между мужчинами и женщинами.
Женщина, так долго считавшаяся домашней скотиной, товаром, ничтожеством постепенно стала превращаться в Даму! Чистую, целомудренную, недоступную, восхитительную во всех отношениях.
Каковы причины? Их несколько, но главной, была, так называемая, «Куртуазная любовь», точнее- игры в куртуазную любовь, которая развилась из «чистой любви» арабов.
                                Куртуазность.jpg Куртуазность 2.jpg
Сразу расшифровываю понятие «куртуазность», используя вполне доступные источники.
Куртуа́зность, куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский). Сразу вспоминаются Айвенго, Рыцарь «Львьиное сердце» и прочая Крестоносная братия, бряцающая мечами и щитами и время от времени спасающая Прекрасных дам. Всё это у Вальтера Скотта прекрасно изображено.
Кстати, во время Крестовых походов многие жёны оставались без присмотра.
Припоминаете кощунственную привычку одевать на несчастных женщин металлические «пояса верности», да еще на громадном висячем замке, ключ от которого «Благородный» рыцарь забирал с собой в разные там Палестины.
«Пояс целомудрия» или «Флорентийский пояс», вероятно в начале использовался в качестве защиты от изнасилования, что в те благословенные времена было делом обычным, но затем рыцари странствующие, да и не только они, соглашаясь с древними представлениями о природной распущенности женщин, стали использовать его как защиту от собственных рогов.
Пояс целомудрия представлял собой металлическую полоску, которая протягивалась между ног. Представляете сколько неудобств доставляло это устройство в жизни несчастных. Правда, современники утверждали, что у сметливых девушек всегда был запасной ключик, который хранился у возлюбленного.
Но, я не об этой гнусности. Брошенные на произвол судьбы на годы, женщины были вынуждены самостоятельно вести все дела, вплоть до политических. Они стали даже бороться за власть, что не одобрялось могучей церковью, но способствовало повышению имиджа женщины, как человека!
Также немаловажной причиной «очищения» женщины и превращения её в «божество», является распространение культа Девы Марии, исходящего из могучей Византии.
Праматерь Ева, виновная в грехопадении, стала постепенно уступать место невинной Деве Марии, что так же было на руку женщинам и повышало роль её в обществе.
Эти две тенденции и привели к «Куртуазной любви», точнее Игру куртуазной любви.
Цитата: «…куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.
                                                       Куртуазная л 1.jpg

Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость», «учтивость» и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности…».
Благодаря этой Игре произошло превращение женщины в Даму!

Этот процесс достиг максимума в 16-м веке, когда реформированная церковь стала подчёркивать роль семьи в формировании здорового, богоугодного общества. Женщина стала спутницей и помощницей мужу, матерью, а не «курицей-несушкой». Стал формироваться восхитительный образ «домашнего ангела».
Что стало с этим «ангелом» в 19 и 20-м веках, вы, мои верные слушатели, догадываетесь и мы об этом ещё поговорим.