29.03.2024 16:24
В. Софьин.  «Ильюшины»
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. «Ильюшины»

640

«Нас на посадку снова, стюардесса приглашает,
Надёжная как весь гражданский флот…!»
В. Высоцкий

Кто впервые наткнулся на сей рассказик в сети, не читал остальные, то поясняю - серия: «Рассказы несостоявшегося авиатора» написана человеком, мечтавшего с детства стать пилотом, но в силу ряда обстоятельств, так и не севшего за штурвал аппарата тяжелее воздуха. Не судьба!
Конечно, таких мечтателей было множество, как и великое множество мужчин (да и женщин), налетавших десятки и сотни часов на борту самых разнообразных аэропланов, в качестве пассажиров.
Однако, в доступной литературе, я не нашел ни одного блока рассказов этих людей. Возможно, они и есть, но уверен, что и мои будут не лишними, так как пронизаны любовью к авиации и чувством глубокого уважения и восхищения конструкторами самолетов, летчиками-испытателями и  теми, кто ежедневно и «еженощно» поднимается на борт аэроплана (не важно какого он размера), чтобы быстро доставить, слегка трусящих людей, в нужную им точку Земного Шара. Комфортно и безопасно.
Во всяком случае, риск отправиться на Небо, в переносном смысле, у этих людей гораздо больше, когда они садятся за руль собственного автомобиля.
Итак, речь пойдёт о самолетах, сконструированных в конструкторском бюро гениального Сергея Ильюшина, творца легендарного Ил-2, «Самолета Победы».
                                                   Ильюшин портрет.jpg  Ил 2 реставр.jpg
Мне могут припомнить, что в предыдущем рассказе, гениальным был назван Андрей Николаевич Туполев. Не отказываюсь от своих слов. Оба, несомненно – гении. Сравнивать их, всё равно, что сравнивать Пушкина и Лермонтова.
В Советском Союзе пассажирские авиалайнеры начали создаваться ещё до Великой Отечественной Войны. Однако, справедливости ради необходимо вспомнить, что ещё до Революции, Игорь Сикорский, которого мы так бездарно потеряли для нашей Страны (как, впрочем, и многих других, и много другого), создал колоссальный, даже по нынешним меркам, самолет - «Илья Муромец». В 1913 году, взлетел пассажирский вариант этого гиганта, первого в мире, с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом.
Официальной датой рождения гражданской авиации СССР считается 1923 год, когда было организовано Российское общество добровольного воздушного флота — «Добролёт», предшественник Аэрофлота.
Тогда же состоялся и первый рейс на регулярной воздушной линии Москва — Нижний Новгород. Обращаю внимание, что трассу обслуживал немецкий Junkers F13, рассчитанный на четырёх пассажиров. Главный аэропорт СССР, размещался на печально знаменитом Ходынском поле.
юнкерс пасс.jpg  НА Ходынке.jpg
Первый Отечественный почтово-пассажирский самолет сконструировал и выпустил в небо всё же Андрей Николаевич Туполев. Это случилось в 1925 году. Цельнометаллический трёхместный АНТ- 2. Именно Туполев в 1929 году создал первый советский многоместный пассажирский самолет АНТ-9, вместимостью в девять человек и относительно комфортабельными условиями полета.
Однако, страна готовилась к войне и все внимание авиаконструкторов было приковано к созданию военных самолетов.
Наша главная пассажирская авиакомпания «Аэрофлот» была создана в 1932 году и долгие годы была единственной.

Интересно, что первая советская стюардесса появилась в «Аэрофлоте», лишь в 1939 году. Это была очаровательная Эльза Городецкая, на рейсе Москва — Ашхабад, выполненном 21-местным воздушным судном ПС-84 («Дуглас»).
                                                              ПЕрвая стюардесса.jpg Дуглас.jpg

Исходя из выше написанного, возьму на себя смелость высказать мнение, что «Отцом» отечественной пассажирской авиации является Сергей Владимирович Ильюшин, создавший очень красивый, удобный и надёжный самолетик Ил-14, много лет честно отработавший в необъятных небесных просторах нашей Великой Родины.
                                                                    Ил 14 на обл.jpg
Первый полет Ил-14 совершил 13 июля 1950 года. Пилотировал легендарный Владимир Коккинаки. За три недели до моего появления на свет. Так что – ровесники!
Особенности конструкции этого лайнер была, заложенная изначально, способность летать на одном двигателе, что в дальнейшем спасло немало человеческих жизней!
                                                                       Ил 14 ум.jpg
Ил-14П зарекомендовал себя как надёжный, безопасный, простой в управлении и в обслуживании, способный взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием, экономичный самолёт. Регулярная эксплуатация началась в 1954 году и завершилась в 2005! Долгая, честная жизнь!
                                                                     Ил 14.jpg
Мне посчастливилось дважды подняться на борт «Ил-четырнадцатого», в далёком 1971 году, в Якутии. Это был транспортный борт, летевший с грузом и геологами до Нюрбы, небольшого городка в 800 км от Якутска, но уже тогда ставший центром алмазодобычи.
В салоне не было привычных кресел. Даже вдоль бортов не было лавочки, разместились под руководством второго пилота, где только можно. Мне повезло. Досталась деревянная табуретка, славянской наружности, притулившаяся под иллюминатором.
Была середина августа. Видимо, август любимый месяц Ил-14. Уже подступал арктический холод, которым мы насладились, поднявшись на высоту трёх км. Салон, разумеется, не отапливался.
Самолет был загружен под «завязку»! В последний момент, уже на «рулежке», КВС принял решение высадить бортмеханика. Протискиваясь мимо меня, он зло посмотрел чёрными, раскосыми глазами, в котором было удивление. Как его, члена экипажа поменяли на какого-то студента-медика? Я, правда, чувства вины не испытывал и был счастлив!
Тяжело ревя моторами, самолет долго разгонялся по бетонке, стуча шасси по стыкам, потом довольно резво взял вверх. Шум стоял неимоверный. Откуда-то сильно дуло, причем с каждым мгновением все холодней. Тёплый свитер был в рюкзаке, а рюкзак где-то в хвосте самолета. Отвлекали великолепные пейзажи под крылом! Сибирь! Тайга! Меня, коренного степняка, сей простор завораживал и пугал одновременно! Однако становилось невыносимо холодно. Пытался укрыться за краем брезента, покрывавшего ящики, но он был прочно принайтован фалом. –Замерзну, к черту, пока долечу. Почти три часа лёта! Вдруг, какой-то лохматый ком обрушился мне на голову! Чудеса! Полушубок! Рваный, воняющий бензином, но такой родной и уютный. Приподнялся и заглянул поверх ящиков. Увидел весёлую, бородатую рожу одного из геолога, что кричавшего мне. Благодарно махнул рукой. Моментально облачился в овчинное чудо и уткнулся в иллюминатор. Теперь уже захотелось есть, но орать через грохочущий салон, и просить кусок колбасы, которой «боги недр» закусывали спирт, коротая полет, было верхом бестактности.
Прилетели затемно. Я так и не увидел своего благодетеля, спасшего меня, по меньшей мере, от пневмонии.
Обратно летел тем же бортом, через неделю, на самолетике 1959 года выпуска, на Ташкентском авиазаводе. Это я с трудом, в полутёмном салоне, прочел на табличке, приклёпанной к обшивке, обшарпанной и погнутой. Летели ночью, делать было нечего. Шёл снег.
Бестолковый, весёлый, маленький, но чудо как, вместительный аэропорт «Сухуми». 1981 год. Абхазия. Прекрасное море. Чудесные люди! Жара! Чача! Хачапури, размером с балалайку! Я в гостях у брата моего однокурсника – Мартироса Текнеджяна. Прилетел на Ан-24. Планировал три дня, но кавказское гостеприимство не укладывается в жёсткие временные рамки. Задержался ещё на три дня. При этом не учёл, точнее забыл, что родной Ан-24 на Саратов летает через день. Понятия- «обратный билет», в те «баснословные года», не существовало. Надо как-то выбираться. Пытаюсь улететь на Куйбышев (Самару) - нет билетов. Волгоград – не принимает, гроза. Пенза ВПП размыло. Она тогда у них грунтовая была. Сквозь крики, штурмующих кассы отдыхающих, слышу вопль, обращённый мне, - На Москву полетишь? Думать было некогда. От столицы хоть поезда идут один за другим. Так я, первый и последний раз, попал на подлинный шедевр советского пассажирского авиастроения - Ил-18.
                                                                   Ил 18 крассавец.jpg
Лайнер, вполне сравнимый по своим качествам, как лётным, так комфортабельности с Bristol Britannia, Локхид L-188 Электра и Vickers Vanguard - лидерами международного воздушного флота.
Приученный к аскетизму интерьера салонов Ан-2 и Ан-24, был поражен «барской» обстановкой, царящей в И-18. Белые, полотняные чехлы на креслах. Просторно, занавесочки на иллюминаторах, изящные, приветливые стюардессы в пилотках, кокетливо сдвинутых набекрень!
                                                        Салон ила.jpg

Мое место было самым последним, рядом со служебным одной из этих воздушных богинь. Вероятно, брат Мартироса, пользуясь своим высоким служебным положением директора кафе, вырвал с мясом это, явно «броневое», кресло. Вскоре познакомился с соседкой– старшей стюардессой, по имени Тома. В эйфории болтал без умолку. Плёл чушь небесную (пардон за каламбур), на высоте в 10 тыс. метров. Явно Томе понравился. Дала московский номер телефона, перед посадкой в Домодедово. Не позвонил, хотя в столице бывал тогда частенько.
И вновь «Домодедово»! 90-е годы. Ох сколько дней и ночей было здесь прожито. В ресторане, в кинозале, в креслах, на чемодане и даже полу, на газете «Спид-Инфо». Улетаем в Красноярск на Первенство СССР по волейболу среди студенческих команд. Я ни много нимало, начальник команды с очень большими полномочиями и многочисленными обязанностями. Предполагалась , что полетим на Ту-114, но в последний момент сообщили, что полетим на Ил-62. Огорчился, что не удалось полететь на самом громадном пассажирском самолете тех времен, гражданском варианте грозного, бессмертного Т-95, «Медведь».
                                                         На взлет.jpg

В тоже время на «62-м» также летать не приходилось. Вот и довелось, сопровождая полтора десятка высоченных девчонок, с мальчишескими ухватками, внятно ругающихся матом и тайком пьющие «Амаретто». Самолет оставил в памяти мало следов. Большой, быстрый, малошумный – турбины в хвосте. Чем- то кормили раза два. Почему такая амнезия? Дело в том, что все 5 часов полета, мы с тренером и врачом команды, разрабатывали стратегию победы в Первенстве. Для ясности мысли и четкости планов употреблялся допинг в виде коньяка ереванского разлива. Полет прошел нормально, на должной высоте и с очень большой скоростью. Хороший самолет!
                                                               наш ильюша.jpg фото В. Софьина
Для полноты картины стоит вспомнить ещё один лайнер – Ил-86. Мы летали на нём в Хорватию. Город Пула. С женой. Жена - та девушка, с которой я на просторах Волги, со страхом и восхищением наблюдал взлёт Як-38. Если читаете эту серию, то в рассказе № 3, «Яки» об этом всё написано.
Громадный, но изящный самолет! Непомерная толпа пассажиров – 280 душ.
Среди душ, выделялась одна, высокая и громко ругающая, по всей видимости, супругу, за то, что взяла путевку в дурацкую Хорватию, на этот «отстойный» самолет. Вблизи, «душа» оказалась актером Виктором Логиновым, из популярного тогда сериала - «Счастливы вместе». Вот уже поистине отстойном!
                                                                     Автограф.png
                                                         
Немедленно приблизился и попросили автограф. Удивился, но черкнул в моем путевом блокноте.
А самолет великолепный! Спокойный как слон и быстрый как альбатрос!
На этом зоологическом сравнении и завершу этот рассказ об «Илах» - великих самолетах, нашей Великой Страны!