27.04.2024 00:45
В. Софьин
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин "ТУШКИ"


Рассказы несостоявшегося авиатора. Рассказ № 4 «Ту-104 и другие»

Слайд 5.jpg

«Сто пассажиров на борту
Несут сквозь ночь турбины Ту…»
Ю.Визбор

Стихи и песню «Турбины Ту» Юрий Иосифович опубликовал в 1962 году. В провинциальном Хвалынске о Визборе тогда мало кто слышал.
Спустя 7 лет, на Тянь-Шане, в промокшей палатке, под аккомпанемент дребезжащей гитары я услышал песенку о бесшабашном Сереге Санине, от которого остались только «капот и крылья». По всей видимости, в песне речь шла об Ан-2, на котором Серега «чуть, чуть не дотянул до посадочных огней…». Тогда же узнал, что автор - Юрий Визбор. Необычная фамилия и нестандартные, по советским меркам песни, заинтересовали меня, но интернета, сами понимаете, тогда не было. Бардов в кино и телевизоре не показывали, да и телевизора у нас в Хвалынске, еще не было, поэтому первый раз я увидел кумира в фильме «Красная палатка» в 1970- м году.
Визбор .jpg
Юрий Иосифович любил авиацию и горы. Вероятно, поэтому он был и остаётся моим любимым бардом.
В 1968 году, я студент второго курса Саратовского мединститута получил свежий номер любимого журнала «Юность».
Слайд 1.jpg

Однако, вернёмся на минутку, в милый город Хвалынск, начала «шестидесятых». Раз в месяц сердитая почтальонша Нюра приносила моим старикам скудную пенсию, и прессу – деду газету «Труд», а мне газету «Футбол» и журнал «Юность». Эта подписка чрезвычайно раздражала Нюру. Баловство одно, а тащить приходиться. От неё я узнал, что «Футбол» в городке выписывают пять человек, а «Юность» - три: местный художник Милушкин, учительница русского языка, естественно – «Мари Ивана», школы №3 и я - ученик 6-го класса школы №4.
- Было б што путное,- Ворчала Нюра,- а то тащу через весь город «Мурзилки» какие-то.
Я не обижался на почтового работника. У неё в Войну муж и сын погибли, а сама она на фронте связисткой была. Как- то предложил,- Давайте я сам буду на Почту приходить за журналом…
- Сиди уж, - сердито ответила Нюра, но при этом погладила меня по стриженной под «Ноль» головенке.
Так вот, в журнале № 6 я «залпом» прочел повесть Юрия Скопы «Ту-104 и другие», которая опять «вернула» меня в авиацию. Стал мечтать о синтезе медицины и авиации, космической авиации, хотя учился на педиатрическом факультете. Набрал в библиотеке тома соответствующей литературы, в том числе и авиационной. Об авиаконструкторах я уже много знал, знал спецификацию боевых самолетах ВОВ и не только отечественных, но прочтя ещё ряд специальных книг, поразился гению Андрея Николаевича Туполева -конструкторскому и организационному.
Именно его самолеты проложили воздушный путь в Арктику и бомбили Берлин в самом начале кровавой войны, в августе 1941 года.
Слайд 3.jpg

Позже я узнал, что ряд самолетов, в том числе знаменитый Ту-2 (АНТ-58), Андрей Николаевич сконструировал, сидя в сталинских застенках. Поразительно и ужасно!
Ту-104 – практически первый в Европе и второй мире (после De Havilland comet) пассажирский, среднемагистральный самолет на реактивной тяге.
Однако, как часто бывает в конструировании самолетов, в начале был самолет военный, а именно - реактивный бомбардировщик Ту-16, первый полет которого состоялся в апреле 1952 года.
Слайд 4.jpg
Уже при разработке этой красивой и грозной машины, был задуман гражданский вариант. Славные поршневые тихоходы- Ил-12 и Ил-14, надёжные, но не отвечающие требованиям стремительного развивающегося послевоенного мира, требовали смены.
Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года под управлением лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР).
Летал Ту-104 до 1974 года, не всегда, правда, счастливо. Аварий, трагедий было довольно много. Сказывалось военное «нутро» аэроплана.
Мне не удалось побывать на борту этой замечательной машины, почувствовать её стремительный взлёт.
«А капитаны в ночь глядят,
Они по должности не спят.
В буфете тайно от зевак
Три стюардессы пьют коньяк,
Всю ночь таранят чернотуТу, турбины Ту…»                   
Первый мой полет на «Тушке», Ту-134 (по кодификации НАТО - Crusty — «Резкий») состоялся году в 75-м. Надо было срочно попасть в столицу «братской» тогда, но уже не очень дружелюбной республики – Вильнюс. Чудесный, стариннейший город, в котором мне посчастливилось побывать несколько раз и о котором вспоминаю с грустью и любовью.
Летели из Внуково. Скорость 850 км. Высота 10 тыс. метров. Стюардессы - тогда бортпроводницы) милые девушки, с прелестным прибалтийским акцентом, успели за час полета накормить сухим пайком с минеральной водичкой в коричневых, пластмассовых стаканчиках.
Потом были и другие полеты: Москва-Ленинград, Москва-Минеральные Воды. Какие- то ещё, не запомнившиеся. Осталась в памяти какая-то уютность лайнера и его стремительность. Эксперты из НАТО были точны.
Ту-134 выпускался и военном варианте. Как учебная машина. Такой экземпляр установлен в «Парке Победы» Саратова.
Слайд 7.jpg
№ 84.jpg
фото В. Софьина
Последний Ту-134 был собран на всё том же Харьковском авиационном заводе в 1989 году. Летали Ту-134 ещё потом долго. Насколько я знаю – это самый массовый пассажирский самолет, отечественного авиапрома. Выпустили их где-то под 900 экземпляров в разных модификациях и вариантах. Посмотрел сводку аварий. Разбилось более 70 машин. Однако, Ту-134 считался очень надёжной машиной, по сравнению с другими аналогами, в том числе и зарубежными.
Последний коммерческий рейс этого борта состоялся в мае 2019 года из Иркутска в Мирный.
Светлая память этому самолётику!
А мы «пересядем» на Ту-154.

Ту 154.jpg
По кодификации НАТО – Careless, что можно перевести и как «Беззаботный» и как «Небрежный». Мне кажется для этого шумного и немного «толстозадого» (эпитет мой), лайнера подходят оба определения. Пилоты тоже дали ряд кличек этому самолёту: «Полтинник», «Большая тушка», «Туполь» и даже - «Аврора», что совсем непонятно.
Ту-154 известный киногерой. После выхода на экраны страны первого отечественного фильма катастроф- «Экипаж» (1979 год) лайнер «проснулся» знаменитым.
Слайд 9.jpg
Кроме того, именно Ту-154 установлен на Главной выставке страны ВДНХ.
А если серьёзно, то этот отечественный аэроплан, один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч.
Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. В настоящее время ряд авиакомпаний у нас и за рубежом продолжают эксплуатацию Ту-154, в том числе и военные, однако, выпуск его Самара прекратила в 2013 году.
Мне посчастливилось, пишу это без иронии и ковычек, летать несколько раз на Ту-154, в том числе, довольно далеко.
Полеты: Москва-Красноярск, Москва- Бишкек (тогда Фрунзе), Барнаул-Москва занимали несколько часов, но проходили спокойно и комфортно. Вкусно кормили, разрешали немного выпить, очередей в туалеты не было. Были более короткие рейсы до Адлера, Ленинграда, Ростова. Попадали в турбулентность и крылья лайнера предательски трепетали и вибрировали, но Слава Богу и Конструкторам – не оторвались.
Из забавных случаев, пожалуй, только один. Хотя мне тогда было не до смеха. Накануне отбытия из Бишкека, где я был на конференции по проблемам адаптации к экстремальным условиям, в том числе высотных скоростных полетов и космических экспедиций, мы отметили расставание славным банкетом. Вылет в обед и мы с моим другом, Одесситом, доцентом тамошнего медицинского института, решили исправить нарушенный гомеостаз кумысом местного разлива. Только этот слабоалкогольный напиток можно было добыть в столице Киргизии, в ранний утренний час, пахнущий дынями и шашлыками. Полулегальная точка располагалась в углу типичного среднеазиатского базара. Выстояв очередь из таких же страждующих интеллектуалов в шляпах и очках, мы достали из портфелей предусмотрительно заготовленные гранёные стаканы, «позаимстванные» в гостинице и относительно чистые. Одессит, перед тем как пожилая, в черном национальном халате, киргизка налила из бурдюка (см. Википедию) пенящуюся сизо белую жидкость с резким запахом портянок, культурно протер тару относительно свежим носовым платком. Быстро употребив свои 200 грамм тут же попросили вторую порцию. Очередь ждала терпеливо и доброжелательно. Вторую порцию смаковали неспешно в тени навеса. День обещал быть жарким и свое обещание выполнил. Когда добрались до Аэропорта «Манас», в тени был уже под 40 и оставаться в этой тени не было никакого смысла. И тут я совершил роковую ошибку. Жизнерадостный одессит издал вопль предводителя ирокезов и поволок меня к бочке, на жёлтом боку, которой были намалёвано – «Пиво».
Ну выпили, конечно, по кружечке. Обнялись и сердечно попрощались. Я пошел к стойке регистрации, а мой коллега вернулся к бочке. Его рейс был поздно вечером.
Недальновидность своего поведения стал ощущать уже в конце регистрации. Желудочно-кишечный тракт, и без того измученный среднеазиатским гостеприимством, решительно взбунтовался.
Не буду коробить тонкие чувства возможных моих читателей подробностями моих мук и ухищрений, которые я предпринял, чтобы эти муки не вылились в катастрофу в прямом и переносном смыслах. Скажу только, что возможности русского организма бывают колоссальными, а туалетная кабина на Ту-154 вполне комфортабельной и уютной, иллюминатор, жаль, высоковато расположен.
Слайд 8.jpg
Как видите, родной Саратов не вспоминается, поскольку тогда наш аэропорт не мог принимать такие машины. Только Ан-24 и Як-42.
Это сейчас, милое дело – порт «Гагарин» - одни «Боинги» шныряют по ВПП.