29.03.2024 03:42
В. Софьин. Из серии:
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. Из серии: "Рассказы несостоявшегося авиатора. Яки"

Рассказ третий. «ЯКИ».
Саратовский «Парк Победы» - устроение которого начал замечательный человек, настоящий Государственный деятель, Первый секретарь Обкома КПСС - Владимир Кузьмич Гусев, а достойно завершил губернатор Саратовской области Дмитрий Фёдорович Аяцков.
ЯК 38.jpg фото В. Софьина
Перед въездом, на постаменте устремился ввысь мощный и в тоже время, изящный ЯК-38. Палубный истребитель, сотворенный на Саратовском авиационном заводе, загубленном в 90-е, которые ныне иначе как «лихими» и не называют!
1981 год. Жаркое лето. Неподвижная гладь красавицы Волги чуть ниже Казачьего острова. Лежу на горячем дюрале катера «Прогресс». Рядом красивая, девушка, подставила горячему солнцу безмятежное тело. Легкий загар уже окрасил в нежный шоколад гладкую, упругую плоть. Наклоняюсь поцеловать задорно торчащие… и вдруг грохот с небес, сопровождаемый разбойничьим свистом! Чуть не упал за борт, вскочив во страхе и недоумении! Божья кара, за грехи? Вскинул голову. Увидел шлейф дыма и стремительно удаляющейся в сторону «Мясокомбината» треугольный силуэт самолета. Сообразил. Испытательный взлет палубного штурмовика ЯК-38, с заводского аэродрома «Южный», ВПП которого обрывалась прямо над Волгой. Девушка долго смеялась надо мной. Она испугалась гораздо меньше, так как лёжа на спинке увидела силуэт самолёта раньше, чем раздался грохот двигателя. Она была не из робкого десятка эта девушка, ставшая через несколько лет моей женой.
Двумя тремя годами раньше я познакомился с бывшим лётчиком-испытателем Саратовского авиационного завода, фронтовиком Чувиным Михаилом Михайловичем.
Михаил Михайлович родился в 1915 году в Бежецах Брянской обл. Участник ВОВ с 1941 года. С 1943 лётчик-испытатель Горьковского авиационного завода №21. Испытывал серийные ЛА-5 и их модификации.
В июле 1957 года первый поднял в небо головной экземпляр Як-27 (по классификации НАТО: Flashlight-C) –новый барражирующий, сверх звуковой истребитель-перехватчик с бортовым номером 0102.
М.М.Чувин, испытывал машину в полете с одним работающим двигателем, а на другом серийном аппарате №0204 проверил работоспособность нового крыла.
1.jpg
Старый лётчик за «рюмкой чая» охотно рассказал мне о трудной и опасной работе лётчика-испытателя, нелицеприятно отозвавшись при этом о главном конструкторе А.С. Яковлеве.
- «На крови доводил свои самолетики Александр Сергеевич,- грустно поведал старый лётчик. Хорошие аэропланы делал, но торопился всё время, выслуживался, то перед Сталиным, то перед Никиткой (Н.С. Хрущев). Лавочкина загубил, а тот был от Бога конструктор. Я его самолеты на Горьковском испытывал. Прекрасная техника! Надёжная. А на Яках, особенно когда реактивные двигатели стали ставить, то один разобьётся, то другой в кабине кислотой азотной захлебнётся….».
Из местной газеты: «6 сентября 1961 года на аэродроме Энгельса потерпел катастрофу Як-27 Р по причине отказа двигателя. Лётчик Чувин и штурман Г.Г. Горбатов остались живы…».
1 а.jpg
Такой кусочек живой истории создания «Яков». А история Саратовского авиационного завода (САЗ) героическая и трагическая освещена во множествах публикациях.
Читая их всегда испытываю смешанное чувство гордости за Саратовский рабочий класс, талантливый, неприхотливый и жизнестойкий, гениальных инженеров, изобретателей и конструкторов, воплощавших в жизнь величайшее творение Человека – летательный аппарат, тяжелее воздуха, и горькую обиду, недоумение - почему Завод был варварски уничтожен!?
Впрочем, это совсем другая история.
Гражданские пассажирские самолеты САЗ стал готовить к выпуску в 1965 году. Турбореактивный Як-40.
В июне 1967 года был осуществлен первый полет этого миленького аэроплана, сразу получившего прозвище «Окурок», за свой действительно несколько куцый вид.
4.jpg
В 1968 году Як-40 вышел на внутрисоюзные трассы. Всего Заводом было выпущено 1006 самолетов Як-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира.
Як-40 выпускался в различных модификациях: в салонном, грузопассажирском, грузовом варианте.
«Окурок» - надежный и неприхотливый самолетик и отдельные его борта эксплуатируются до сих пор, в частности Вологодской авиакомпанией. Именно в Вологду из Ленинграда мы собирались с женой лететь на Як-40 из аэропорта «Ржевка». 24-местный вариант. Новенькая машина. Мы два часа посидели в уютном салоне, а потом нас высадили и отвезли в здание аэропорта. Вологда не принимала по метеоусловиям. Як упорхнул в Петрозаводск, а нас через несколько часов посадили в родной, дребезжащий Ан-24Р, который благополучно доставил в город церквей и памятника поэту Батюшкову с лошадью.
Поэтому я утверждаю, что летал на Як-40 полтора раза.
3.jpg
Полноценный полет полёт был годом раньше. Летели из Минеральных Вод на Мангышлак. В г. Шевченко, ранее Актау, потом опять Актау -независимого государства Казахстан.
Летели над "седым", беспокойным Каспий, очень низко. Море было изумительно красивым. В салоне  шумновато, но уютно и спокойно.
Впрочем, в те времена, об авиакатастрофах, практически, не писали и мы были не пуганными. Мы тогда вообще ничего не боялись, даже милиции. «Лишь бы войны не было!».
Далее позволю себе процитировать полностью абзац из фундаментальной статью об истории САЗа.
В 1976 году началось освоение и подготовка производства 120-местного самолета Як-42. Освоение Як-42 велось без прекращения производства самолетов Як-40. Это усложняло работу. Но главная трудность была в другом: необычными для заводчан оказались большие по размерам, сложные по технологии и обработке детали. Переход к серийному выпуску Як-42 стал для завода новым рубежом технического прогресса. Пришлось провести перепланировку цехов, создать специальные участки для сборки крупных агрегатов, освоить новые материалы и технологические процессы. 28 октября 1977 года из сборочного цеха был вывезен и направлен на заводской аэродром для проведения испытаний первый саратовский Як-42».
5.jpg
Ребята! Разве это не подвиг!? Это фантастика, ставшая былью руками и умами наших саратовских людей, которые 24 года останутся без работы.
На Як-42 я летал много раз. Всегда сравнивал с неторопливым Ан-24. И, хотя сравнение было не в пользу «Антона», по-прежнему люблю и уважаю добротного старичка, ещё рассекающего небеса на своем пятом десятке лет.
Последний рейс - «Барнаул-Самара». Возвращался из поездки на Горный Алтай. Попутчик- бывший военный лётчик, закончивший в свое время Балашовское военное лётное училище, и отлетавший много лет на Ил-76.
6.jpg
Когда поднялся по трапу и увидел вблизи обшарпанный корпус лайнера, заволновался и встревоженно спросил бывалого лётчика,- А случись этому борту до Москвы лететь, долетит?
- Долетит! Куда он денется. Надёжная машинка. Он же, у нас в Саратове собирался.
Хорошо долетели. Обедом вкусным милые стюардессы накормили.
А коньячок мы, тайком с экс-пилотом, выпили.
За авиацию!
И вновь я встретился со своим старым знакомым уже в 2022 году. Москва. ВДНХ. Как-то грустно стало. Вероятно, погода нелётная.
8.jpg