15.05.2024 18:51
Академик Чучалин о врачах и пациентах
ПрофМед - Лекторий

Академик Чучалин о врачах и пациентах

495

Александр Григорьевич Чучалин очень серьёзно занимается биоэтикой и подготовил для врачей библиотеку из десяти томов с основополагающими работами Бердяева Н.А., Вересаева В.В. и своей книгой «Русские врачи врачам». О своём видении современных взаимоотношений врачей и пациентов академик рассказал в интервью, из которого приводим цитаты…
- Взаимоотношения врача и пациента изменились вскоре после того, как был закончен военный трибунал в Нюрнберге. По итогам этого трибунала в 1947 г. был принят Нюрнбергский кодекс, первое положение которого говорило о добровольном информированном согласии пациента.
<…> выстраивались новые взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на отказе от патернализма ― когда врач самостоятельно принимал все решения по поводу лечения пациента, следуя некоему догмату, не советуясь ни с самим больным, ни с его родственниками. Врач должен доступным языком объяснить больному все за и против проведения той или иной медицинской процедуры, и только после этот человек может принять решение, соглашаться на неё или нет. Это не должно быть простой формальностью.
 <…> глубокое уважение достоинства человека - это то, что действительно важно, и здесь компьютерные программы бессильны, здесь важна роль врача. Участие врача как личности непосредственно влияет на выздоровление больного. Декларация прав человека и добровольное информированное согласие включают в себя глубоко уважительное отношение к достоинству человеческой личности, его автономии, его правам и свободам. <…> почему игнорируется такое понятие, как достоинство человека, одна из главных причин ― слабое этическое образование нашего общества. Ведь эти вопросы у нас нигде не преподаются! Да, есть кафедры медицинских университетов, где читают лекции по биоэтике студентам младших курсов. Но это лишь короткие курсы. А этическое образование - это учёба через всю жизнь.
<…> синдромом выгорания <…> есть определённые области, где этот синдром встречается чаще. Это в первую очередь те врачи, которые работают с тяжёлыми больными: врачи реанимационных отделений, блоков интенсивной терапии, а также те, кто работает в «красной зоне». Мы с трудом можем представить, насколько большую эмоциональную нагрузку они испытывают. Это серьёзная проблема.
В профилактике выгорания многое зависит от руководителей конкретных подразделений, клиник и т.д. Врач с синдромом выгорания ― это, как правило, очень тревожный врач, что непременно сказывается на качестве его работы. Причём это такой «вирус», который будет поражать и других, то есть его коллег по цеху. Поэтому руководитель должен уметь видеть это и действовать на опережение, чтобы выгорание не стало серьёзной проблемой в коллективе.
Врачи уязвимы. И как бы блестяще ты ни работал, обязательно найдётся человек, который специально будет ранить врача.
Конечно, человек меняется под влиянием тех факторов, которые происходят в обще-социальных, политических, экономических сферах. Если посмотреть на портрет пациента сегодняшнего и на того, каким он был 60 лет назад, то сейчас я вижу у пациентов отчуждение. Человек сам по себе, он не чувствует какой-то опоры, заботы о нём, в каком-то смысле это потерянный человек, который часто находится в состоянии депрессии. У него нет веры в выздоровление, он практически ничему не верит. Пациенты стали более сложными в психологическом отношении.
Сегодня эмпатия - это самое слабое место в общении врача и пациента.
Несмотря на все сложности, в нашем обществе отношение к врачебной специальности очень позитивное и профессия врача очень востребована среди молодёжи. Мы по-прежнему видим очень высокие конкурсы в медицинские университеты…
Врач через страдание понимает своего пациента. Независимо от того, насколько квалифицированным специалистом ты стал, эта этическая проблема всегда стоит остро и проходит через всю жизнь врача.

Академик А.Г. Чучалин. Библиотека биоэтики: наука о любви к пациенту