09.05.2024 01:52
В. Софьин. Лекция № 3 «Секс в истории человечества. Древний Рим.».
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. Лекция № 3 «Секс в истории человечества. Древний Рим.».

«И под древней, под колонною
Он исторг из уст проклятия:
Эх! С почтенною матроною
Разойдусь я скоро, братия…»
В. Высоцкий
Как раз с разводов в Древнем Риме, мы и начнём нашу третью, историческую лекцию.
Если кому история скучна, увы так часто бывает, отсюда и ошибки, неудачи и поражения, может не слушать. Будут ещё и вполне конкретные темы современной сексуальной жизни и даже попытки предугадать, какая она будет в будущем.
Однако, вследствие нелюбви к истории, мы чемпионы мира по извлечению пользы из собственных ошибок.
Итак, разводы в Древнем Мире. Пьяный Марк из песенки Владимира Семёновича зря надеялся, что ему удастся легко отделаться от легкомысленной супруги, «помешанной на гладиаторах». Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Дело в том, что брак, семья у древних римлян были священным таинством, а, главное – опорой государства. Почти как сейчас у нас...
Правда, на закате империи, когда римлянам стало всё по фигу и они развратились до основания, расстаться со своей благоверной стало гораздо легче и, соответственно, разводов стало гораздо больше.
Поводом для развода мог послужить любой пустяк, чем быстренько стали пользоваться состоятельные патриции, меняя своих жен как быстро изнашивающиеся туники.
Вернёмся к началу, так сказать Ab ovo - «с яйца». Слушатели, конечно, знают, что это выражение тоже пришло из Древнего Рима и знают, что оно означает.
Поэт Ювенал  (II века н.э.) трагически резюмировал, - «Целомудрие вряд ли можно было встретить в Риме, после того, как окончился золотой век».
Действительно, чистота нравов не была свойственна Великому Риму, но до конца V века до н.э., римлянки очень даже блюли себя и не потому, что им совсем не хотелось малость пошалить на стороне, а скорее, вследствие обоснованных опасений лишиться жизни. По законам того времени, муж мог спокойно укокошить свою любимую супругу, застукав её на месте адюльтера, впрочем, ревнивый римлянин мог убить свою «половинку» и просто по подозрению, хотя бы потому, что супружница слишком часто употребляла «красненькое», чтобы скрасить скучные будни. Употребление большого количества вина, в отсутствие мужа, указывала тому на явную аморальность.
По заведенному в те времена всемирному порядку, жены и дети считались собственностью мужчины. Однако, В Риме был один нюанс. От римлянок требовалось не только бытовое обслуживание семьи, но и участие в общественной жизни. Естественно, они не замедлили это использовать в своих феминистических целях.
Римские барышни тут же внесли в сенат поправки к законам о браке. Это дало возможность потакать их тайным желаниям, что «имело далеко идущие последствия».
В Древнем Риме существовало три формы брака.
ПОртрет суругов.jpg
Первая форма, confarreatio - приблизительный аналог современных браков, с пышными церемониями и уймой выброшенных на воздух «бабок», то есть сестерций.
Вторая форма, coemptio- пережиток обычая покупать невесту. Подобный брачный процесс прекрасно сохранился до наших дней, в том числе и в нашей стране. С момента транзакции, невеста, то есть уже жена, полностью, то есть со всеми своими прелестями, принадлежала семье мужа. Если же ей по легкомыслию, или по каким-то другим причинам, вдумывалось распорядиться своими прелестями по своему усмотрению, то ответ приходилось держать перед всей семьёй мужа. Вердикт, как правило, был суров – на съедение - львам и тиграм! Поэтому кошачьи твари в Древнем Риме редко бывали голодными. Когда кончались гладиаторы, на корм шли неверные жёны.
Очень интересна третья форма брака, usus – законный брак (отсюда, вероятно, и «узы брака)», заключавшийся только по истечении года совместной жизни. Возлюбленные проходили как бы испытательный срок. В течение этого срока невеста была собственностью отца; после заключения брака переходила в собственность мужа.
Не напоминает ли вам, любезные мои слушатели, эта форма брака очень распространённый ныне так называемый «гражданский брак» или, если не так красиво – «сожительство»?
Разница в том, что в Древнем Риме, испытуемые несли ответственность за последствия. Если по истечение срока пара не вступала в брак, а «разбегалась» (что мы и видим сегодня в 90% случаев), они подвергались различного рода санкциям и осуждениям.
Но какие бы формы не приобретал брак в Древнем Риме, основу его составляли финансовая, матримониальная и политическая составляющие. Браки заключались по расчёту. Причем не только в богатых семьях, но и в бедных. Однако, именно бедняки могли позволить себе такую роскошь, как брак по любви.
«Любовь и бедность навсегда, меня поймали в сети, по мне и бедность не беда, не будь любви на свете…». Роберт Бёрнс, а век то уже 19-й!
И чуть не забыл! Главный принцип семейного счастья в Древнем Риме – «Жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём».
Поднимите руку, кто сейчас против этого «римского права»?
Пришла пора начать поговорить и о сексе в Древнем Риме, связанными с ним приятностями и неприятностями. Вторых, как и сейчас, гораздо больше. Как вам не покажется странным и противоестественным, сексуальное удовольствие у семейных римлян считалось не обязательным, то есть половой акт между супругами был совсем не обязателен. Так называемый, «супружеский долг» - это чисто наше изобретение.
В то же время, супружеская любовь и верность прославлялась римскими педагогами и журналистами, что они продолжают делать до сих пор.
Порядки и обычаи Великого Рима требовали от мужа обуздывать женские страсти и женскую сексуальность, лежащие, как тогда считали, в основе супружеской измены.
Многие из современников, продолжают придерживаться и сегодня такого, ошибочного, с моей точки зрения, мнения.
Тем не менее,  великий Сенека писал, что «кажется, женщины имеют мужей, чтобы соблазнять любовников».
А Катон Старший договорился до того, что муж вправе безнаказанно убить жену, если застанет её изменяющей ему, женщина же не может даже посметь коснуться неверного мужа. Очень удобно.
Что касается любовника, посягнувшего на тело замужней римлянки, то тут и грустно и смешно. Муж имел право грохнуть соблазнителя, но…только в том случае, если тот был актером или рабом, отпущенным на волю. Уже тогда актерам не сладко жилось.
Измена мужчин с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами не поощрялась, но и не наказывалась. Двойные стандарты имели место быть уже тогда.
Не случайно Цицерон в одном из писем писал, что считает жизнь холостяков самой прекрасной на свете.
Римскими поэтами и писателями также восхвалялся идеал толерантной женщины, не «мешавшей» любовным похождениям мужа.
Погребальная стелла.jpg Саркофаг погребения семьи.jpg
«Надписи на гробницах и саркофагах сообщают о жёнах, имевших одного мужа, или о женщинах, которые оставались вдовами, не выходили вторично замуж, храня верность своему первому мужу». Во как!
Надо как-нибудь походить по Воскресенскому кладбищу поискать нечто подобное.
Что же произошло потом? То, о чем я намекал в начале лекции.
«Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни».
Вам это ничего не напоминает? Нет? Ну и хорошо.
А в Римской Империи число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии (ну, это типа «среднего класса»), быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. То, что современные демографы называют регрессом.
Чтобы спасти положение император Август (27 в до н.э.) принял законы ограничивавших гражданские права холостых граждан и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.
Законы императора Августа о браке предусматривали, что мужчина был обязан жениться между 25-60 годами, а женщины — между 20-50 годами. В случае нарушения закона они не имели права наследовать, отлучались от общественных игр и празднеств.
Что-то рациональное в этом и было, но спасти Римскую Империю, не смогло.
Плодовитые Варвары победили.
                              КОСМЕТИКА, КАК СРЕДСТВО ОБОЛЬЩЕНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.
Сомневался, надо ли этот раздел давать. Однако, учитывая тот несомненный факт, что слушательниц прекрасного пола больше, чем непрекрасного, решил немного коснуться и этого аспекта сексуальной жизни человека.
Свободные женщины Римской Империи, находясь как вы поняли выше, в определённой изоляции, развлекались тем, что тратили большие деньги (мужа), украшая себя и приукрашивая.
Практически с каменного века, женщины были недовольны данной им природой внешностью и старались всеми силами исправить её.
Пластической хирургии почти не было, в отличии от сегодняшнего дня, поэтому приходилось использовать различного рода красители и тоники для коррекции волос и лица.
В типичной римской семье, мужчина, рано утром, восстав ото сна, обувал сандалии, быстренько умывался, выпивал стакан воды и отправлялся по делам.
Нередко, покончив с делами ещё до обеда, благородный муж, шел к цирюльнику или в баню, а наиболее проворные - к девушкам в лупинарий, для релакса.
Римлянка же просыпалась, когда хотела, то есть поздно, выпивала стакан воды (прекрасный обычай, сохранившийся неизменным до наших дней) и шла к зеркалу, у которого проводила время до обеда, который подавали под вечер.
В начале смывался толстый слой сохранившихся с вечера остатков крема, пудры и краски.
Вечерним умыванием барышни Древнего Рима себя не утруждали, да и некогда было. Дела любовные отнимали массу сил и времени.
Затем шла укладка и покраска волос. В те времена, самым модным был рыжий, как символ победы над германскими племенами. Волосы умащивались благовониями Аравии, завивались на раскаленные щипцы.
Особую проблему доставляли седые волосы. С ними, как и сейчас, боролись самым решительным образом. Эффективным рецептом был (дамы приготовьтесь записывать) - смесь желчи чёрного быка, молотого скорпиона и свиньи, сваренной с головой черного ворона, не моложе 100 лет.
Богатым матронам, укладывать волосы помогали специально обученные девушки из бедных семей. Покончив с волосами, они переходили на лицо госпожи, что также было весьма утомительным делом.
Кремовая основа была из подкожного жира овец (ланолин), мёда, оливкового масла, пардон, спермы и прочих, популярных и ныне составляющих.
Краски для губ, ресниц щёк добывали из наземной и водной флоры и фауны.
Когда многочасовая, кропотливая работа заканчивалась, оставался самый пустяк – подобрать драгоценности, причем для каждой части тела, вплоть до самых сокровенных - свои камни и драгоценности.
Потом шел сложный подбор одежды, которую все равно не было видно, так как дама в публичных местах должна была появляться в тунике, а поверх закрытом плаще, держа у лица большой веер из красивых перьев, надёрганных из задницы павлинов.
Над головой обязательно большой яркий зонтик от солнца, которого, как вы знаете, в той части света бывает 360 дней в году.
Только теперь, римлянка могла приступить к своим основным дневным делам – посещение портного, ювелира, подружек и, разумеется, бои гладиаторов, которые очень возбуждали чувственность, как девушек, так и зрелых дам.
И что было почти ежедневно – это общественные бани. Своего рода культурно-развлекательные центры, которых в Риме и других городах Империи было великой множество.
Выполнив все эти сложные и многотрудные обязанности женщины Рима, возвращались домой, чтобы проконтролировать приготовления к вечернему ужину или пиру, что по большому счету было одно и тоже.
А дальше, обильные возлияния и секс родимый. Куда без него. Но об этом на следующей лекции.
Анонс.
На следующей лекции вы, мои уважаемые слушатели, узнаете так уж достоверен фильм Тинто Брасса «Калигула» и действительно ли развратный Рим был развратен.
До встречи!