25.04.2024 07:20
Софьин В.С. Лекция по истории медицины. «Медицинская маска»
ПрофМед - Лекторий

Софьин В.С. Лекция по истории медицины. «Медицинская маска»


Некоторые атрибуты повседневной работы врачей, медицинских сестер и прочего медицинского люда стали настолько привычными, что возникает ощущение их «вечности», будто бы они были всегда.
Ковидная эпопея внедрила медицинскую маску в народ, который, как ему имманентно присуще, неоднозначно воспринял это нехитрое, но эффективное средство индивидуальной защиты дыхательных путей от воздушно-капельных инфекций.
К сожалению, немалая часть народных масс, в том числе и образованная, встретило старое испытанное средство защиты в штыки. Аргументы при этом самые разные, повторять не хочется. Противно. Умный у нас народ – все сам знает.
А ведь самым монументальным доказательством несомненной эффективности маски, является – исторический. Дело в том, что именно тяжелейшие пандемии чумы 14-15 века, побудили врачей искать способы защиты от проникновения в организм чего- то очень страшного и коварного. Создать барьер для заразы. Такой барьер предложил французский врач Шарль Лорм. Для врачей, работающих в очагах чумы, он создал специальный костюм, который должен по его идее препятствовать проникновению «флюидов» или «миазмов» смертельной болезни.
                                                            ПРотивоч.jpg  ПРотивочумны клюв.jpg
Тем из вас, кто интересуется историей медицины, это странное на вид одеяние, знакомо- длинное пальто, шляпа с полями и кожаная маска с длинным клювом. Именно клюв и вызывает удивление и вопросы. Оказывается он имел двоякую функцию. Клюв наполняли различными «фильтрами» - камфорой, целебными травами, чесноком и так далее. Кроме того, клюв не позволял вплотную приближаться к больному. Да! Чуть не забыл! По идее, такой костюм должен был ещё и отпугивать «тёмные силы», сопровождающие пандемии чумы.
Так или иначе, но именно эта маска с клювом стала прообразом нашей, не всеми любимой, марлевой, главным образом, повязки на лице.
С открытием Луи Пастером микробиологической этиологии инфекционных болезней, необходимость создания барьера стала очевидной.
Никто не спорит. Марлевая повязка не гарантирует на сто процентов безопасность, но уменьшает риск проникновения субстратов с бактериальной или вирусной «начинкой.
Это как воинская каска не гарантирует от пулевого ранения в голову, но тем не менее, ни у кого из военнослужащих на фронте и в мыслях нет считать её бесполезной и ненужной.
Оперирующие врачи к середине 19го века, также стали догадываться, что работая с открытым операционным полем, они с одной стороны могут «затащить» туда инфекцию или сами её получить от пациента. Поэтому стали одевать резиновые перчатки (как они появились я рассказывал ранее) а на лицо – маски.
Первым это проделал в 1 марта 1897 года польский хирург Микулич-Радецкий в хирургической клинике Вроцлова.
Примерно в это же время в маске стал оперировать французский хирург Поль Бержер.
Конструкции этих масок была в целом такой же как и современные медицинские маски.
Поль Бержер был не только хирургом, но и человеком, склонным к научным обобщениям.
Он обобщил результаты операций проведенных в маске и без оной и сделал доклад на хирургическом обществе Парижа, с простым, но гениальным названием: «Об использовании маски при оперировании».
Материалы доклада убедительно доказывали, что применение маски значительно уменьшает количество гнойных осложнений после операций.
С тех пор медицинская маска и стала «привычным», но крайне важным атрибутом медицинского работника.
Скептики же пусть сами решают -«болеть или не болеть».

В.Софьин к.м.н.,доцент.
Преподаватель СОБМК
ВС в маске на сайт.jpg