27.04.2024 01:24
Академик Бехтерева о мозге человека
ПрофМед - Лекторий

Академик Бехтерева о мозге человека

Весь научный мир, и ненаучный тоже, отмечает неделю Мозга! В связи с этим, наш Портал делает ремейк материала, опубликованного на ресурсе пару лет назад, когда он именовался ещё «Сармединфо» и посвященный уникальной личности академику Наталье Петровне Бехтеревой.
                                                                                  i-54-768x920.jpg
В 1990—2008 годах — научный руководителя Института мозга человека РАН.
Кому как не ей, внучке знаменитого российского психиатра Владимира Бехтерева, знать о мозге все или почти все.
Однако, как сама признавалась Наталья Петровна, в конце своей длинной и плодотворной жизни, постичь тайны мозга невозможно, так как скорее всего - это Творение Божье!
Тем не менее, она писала: «Меня всегда удивляет, когда кто-то пытается судить, на сколько процентов загружен человеческий мозг. Я всю жизнь работаю с мозгом человека, и все методики исследования мозга знаю, но я не могу понять, кто и как это подсчитывает.
Мы знаем, что мозг устроен так: что бы в нем ни происходило, мозг обязательно активизируется весь. Он проигрывает все возможности и дальше идет минимизация территорий мозга, которые будут задействованы. Ситуации, когда мозг не проигрывает варианты, не бывает…. это – самый лучший механизм самосохранения мозга
Даже далёкие от медицины и физиологии люди слышали о Бехтереве Владимире Михайловиче. Скорее всего, в связи с точным диагнозом профессора Иосифу Виссарионовичу – «Паранойя». Диагноз оказался смертельным для самого Владимира Михайловича. Он скончался внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. По официальной версии от пищевого отравления.
Мозг Бехтерева сохранён в «пантеоне мозга великих людей». Тело кремировано, и прах похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.     
        Behterev.jpg                        237px-Могила_психиатра_Владимира_Бехтерева.jpg          447279.jpg
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев психиатр, невропатолог, физиолог, психолог. Основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
                                                                                         244px-Bexterev1912.jpg
         
Тайный советник, генерал-лейтенант медицинской службы Русской императорской армии.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.
Трагична судьба сына Владимира Михайловича - Бехтерева Петра Владимировича, талантливого инженера, главного конструктора специального учреждения «Остехбюро», в котором разрабатывались новые системы вооружения для Красной армии. Арестован 22 сентября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 23 февраля 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 февраля 1938 г. Его жена, врач Зинаида Васильевна Бехтерева осуждена на 8 лет.

                                                                             БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
                                                                Наталья Бехтерева.jpg
Советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга. Кандидат биологических наук, доктор медицинских наук, профессор. В 1990-2008 годах - научный руководитель Института мозга человека РАН.
• Родилась: 7 июля 1924 г., Санкт-Петербург
• Умерла: 22 июня 2008 г. (83 года), Гамбург
                                                              
                                                                           НАДО ЛИ БЫСТРО СТАРИТЬСЯ?
"Почему умные живут дольше? Потому что старение начинается в голове: если мозг ослабевает, за ним непременно тянется и все остальное. Мозг - уникальный орган, активность которого мы можем поддерживать своими силами".
"Мозг - дирижёр настроения, он создает симфонию жизни"
«Вы никогда не думали, что такое - хорошее настроение? Откуда оно берется? Наш мозг - машина по производству нейромедиаторов, ответственных за ощущение счастья: дофамин, серотонин, окситоцин - он управляет всем спектром эмоций. Сейчас мы понимаем, что имели ввиду древние мудрецы, когда говорили: "Мы полноценны, счастье всегда внутри нас" - оно и правда внутри - целым каскадом приятных ощущений заведует мозг, а мудрецы лишь умели так хорошо управлять своим мозгом и сознанием, что их настроение было полностью подконтрольно: кто-то использовал медитацию, кто-то мантры, ну а те, кому не удавалось быть в ладах со своим телом и мозгом, использовали топорные вещи по типу алкоголя и табака, переедания. Увы, современное поколение пока выбирает именно второй путь - он кажется легче, хотя и плата за него очень дорога».

«С возрастом краски жизни и правда теряются, но лишь у тех, кто развитием своего мозга не занимается. Если мозги хорошенько не нагружать, как и любой другой орган, они начинают хуже работать: ухудшается память, снижается количество производимых нейромедиаторов, которые отвечают за настроение и удовольствие, падают познавательные способности, пропадают желания - как тут ощутить удовольствие от жизни? Конечно же, никак. Единственный адекватный способ вернуть краски жизни - это снова начать напрягать извилины».
"Большую часть времени мозг работает на автомате, от чего и стареет"
«Многие люди не понимают, что их мозги работают на автомате, а значит деградируют. Простой пример: допустим, пожилой человек хочет выучить стих - он нов для него и идет с трудом: мозг создает образы, интерпретирует слова, запоминает рифму - работа кипит. И вот, через какое-то время стих выучен - ура. Чем больше раз повторяет его человек, тем лучше он откладывается в мозгу: с каждым разом мозг напрягается все меньше и меньше - доходит до автоматизма, мозг не напрягается. И таких выученных автоматизмов у нас уйма: пустые разговоры на автомате, вождение авто, езда не велосипеде, прогулки по привычным местам, старые мысли - увы, но все то, что хорошо нам знакомо, не напрягает мозг от словам совсем».

«Чтобы мозги заработали, деятельность для мозга должна быть сложной и новой. Лучший способ понять, что это такое - заняться тем, чего вы никогда не делали. У математиков кипит голова, когда они учатся рисовать - их мозг привык решать математические задачки, а тут - совершенно другая сложность - мозг кипит и развивается бешеными темпами. Человек, всю жизнь работающий в бухгалтерии и держащий тонны информации, будет сильно озадачен изучением танцев - тут мозгу нужно и вовсе не только запомнить движения, но и отдавать команды телу, чтобы то выполняло движения, которые никогда не делало - в таких вещах и скрыта молодость мозга».
"Люди не умеют читать - они не думают о прочитанном"
«Распространено мнение, что чтение - это чуть ли не главный способ развить интеллект. Это не совсем так, так как большинство людей не умеют читать так, чтобы мозги работали: человек прочитал книгу, положил на полку и забыл - что понял, о чем читал - не понятно, проглотил и забыл. Чтение должно быть вдумчивым, мозг должен создавать образы и отвечать на вопросы. Почему ТВ считают столь негативно влияющим на мышление? Смотреть ТВ легко: посыл есть, картинка нарисована, мозгу ничего не нужно делать, а так как он от природы ленив - его это устраивает. Другое дело - чтение: из прочитанного мозг создает образы, создает образ героя, если это художественная литература, местность, обстановку - все это какая-никакая работа».
«Но даже такое чтение - лишь немногим лучше ТВ, если мозг не заставлять работать. Помните, как сложно было читать в школе? По сло-гам, мед-лен-но. А сейчас? Даже не замечаете - мозгу легко, поэтому само по себе чтение уже не является развитием мозга, а вот осмысление прочитанного - еще как. Люди много читают, но мозг усваивает так мало, что на следующий человек не помнит, что он там прочитал - все стерлось. Лучше прочитать одну статью, чем десять, но после прочтения дать себе время подумать и ответить на вопросы: О чем прочитанный мной текст? Все ли я понял? Если не понял - что? Что я запомнил? Что мне действительно показалось интересным? Есть ли мысли, над которыми стоит подумать? Процесс мышления запускается с вопросов, если вопросы не были заданы - мозг и не работал, а информация уйдет в трубу».

                                                                                slide-4.jpg
Уважаемый читатель! Это, конечно, крупица информации о настоящем Ученом, философе, красивом и умном Человеке, очаровательной женщине.
Наша цель была заинтересовать вас этой личностью, её жизненной философией, научными изысканиями. Легко найти её работы.Изучить и осмыслить. Уверен, что это поможет каждому из нас в нашей личной жизни, продлить наше Земное существование.

В.Софьин