26.04.2024 11:40
В. Софьин. Лекция № 2 «Секс в истории человечества».
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. Лекция № 2 «Секс в истории человечества».


«У гетер хотя безнравственней,
Но они не обезумели.
У гетеры пусть всё явственней,
Зато родственники умерли…»
В. Высоцкий «Про семью в Древнем Риме»

СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА.
Давно известно – чтобы разобраться в настоящем, полезно покопаться в прошлом.
Ученые располагают историческими документами, возраст которых почти 5 тысяч лет. Однако, они чрезвычайно целомудренны, о сексе, хотя бы тех же знаменитых шумеров, повествуют очень скудно.
Знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов, в своей замечательной книге «Ближний Восток», отражает историю десяти тысячелетий, то есть с начала неолитической революции и до Рождества Христова.
Автор подробно, в деталях, описывает уклад жизни людей раннего неолита, вплоть до проблемы уборки бытового мусора (проблемы существует до сих пор, кстати сказать), сооружения ирригационных дамб и каналов с ужасающей геометрической точностью, а вот о сексуальных отношениях, практически, ничего. Как будто их не было вовсе, хотя рост численности населения, хорошими темпами свидетельствует об обратном.
Неоспоримым считается факт проституции. Действительно, «древнейшая профессия», после писателей и журналистов.
Женщины у шумеров, аккадян и даже мужественных халдеев, были предметом неодушевлённым, на уровне седла для боевого коня. Их предназначение – удовлетворение сексуальных потребностей и как следствие – продолжение рода.
Поощрялось многоженство. Секс был таким же обыденным актом в жизни зарождавшихся социумов, как употребление вина и пива.
В тоже время известно, что существовало суровое табу на инцест. Близкородственные браки карались членовредительством. Так зарождалась прикладная генетика.
Прогрессивный иудаизм стал проявлять конкретный интерес к сексуальным отношениям, что отражено в Ветхом завете.
В заповеди под «нумером 5» чётко прописано, - «Не сотвори прелюбодеяния», ну, а если сотворил – женись сукин сын!
Адюльтер, о котором споры не утихают до сих пор, и которому автор данной лекции, посвятил целую книгу под одноименным названием, запрещался категорически!
Кстати, однополая любовь только осуждалась, правда строго! (Левит 18:20, Левит 21:13).
песнь песней 1.jpg
Однако, кто из нас не читал с наслаждением и восторгом возбуждения Соломонову «Песнь песней». Эротика чистой воды! Это уже не просто похоть или акт воспроизводства. Это романтика! Это любовь, господа!
А было то это почти три тысячи лет тому назад!
Обратимся к Древним Грекам, которым мы многим обязаны. Один Пифагор с его «штанами» чего стоит, не говоря уж о таких титанах мысли как Платон и Аристотель.
Так вот, - «Аmicus plato sed magis amica veritas!» Именно древние, очень грамотные и прогрессивные греки, не только терпимо относились к нетрадиционной сексуальной ориентации, но прямо-таки благодатно, считая её высшей формой любви.
Отсюда, как вы помните и пошел термин «Платоническая любовь», трактуемый ныне несколько иначе. Ну, это от незнания истории. Часто бывает.
Эллада.jpg
В прекрасной Элладе, «сексуальные отношения между взрослым мужчиной и мальчиком, достигшем половой зрелости (тогда это было лет в 12, примечание ред.), были широко распространены и должны были сопровождаться заботой старшего о нравственном (!) и интеллектуальном развитии юноши».
Но половая связь между взрослыми дядями не одобрялась благородными греками. Не одобрялась и всё.
                                                      Таргелия.jpeg
Иное дело - традиционный брак. Хотя женщины были, по-прежнему, в статусе гражданки второго сорта и составляли часть личных вещей мужа, всё -таки определённым уважением они пользовались и некоторые даже достигли определённых успехов в политический карьере.
Презираемые женщины, несмотря на дискриминацию, время даром не теряли. Одни, с помощью специальных сутенёрок, находили себя утехи на стороне и приносили некоторый доход в семейный бюджет, другие же предавались мастурбации, что в глазах толерантных греков было не грехом, а спасительной форточкой.
О распространении такого рода занятий у гречанок свидетельствовало процветание города Милета, который был производственным центром по изготовлению олисбусов или проще говоря искусственных членов.
Первые магазины «интим» появились именно в этом торговом городе на побережье Малой Азии. Эти атрибуты индивидуальной любви изготавливали из благородных пород дерева или кожи, набитой войлоком и способных выделять благовонные масла.
Лесбос.jpg поэтесса сапфо.jpg
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть об острове Лесбос, где «пылкая поэтесса Сапфо, любила и пела».
В эпиграф была вынесена строчка из песни гениального Владимира Семёновича про гетер.
О! Это целая культура, подобная гейшам, которые появились в Японии гораздо позже.
Греки называли гетер прислужницами Афродиты и говорили: «Нам нужны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жёны, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством». Со вкусом греческие мужички устраивали свой быт.
Гетеры были проститутками высшей квалификации. Не знаю, честно, проходили ли они кастинг но, как правило, были красивы, образованный, талантливы, умны, сведущи в политике, спорте и искусстве. При этом, востребованность той или иной гетеры, зачастую зависла не сколько от её физической привлекательности, сколько духовной. Физической красоты хватало у рабынь и наложниц.
Таис Афинкая.jpg Таргелия 1.jpg Jose_Frappa_-_Phryne.jpg
Именно гетеры, порой преуспевали в мужских занятиях. Так, Ионическая гетера Таргелия, жившая в VI веке до н.э. была тайным агентом персидского царя Кира Великого. Она так успешно обслуживала не только тела, но и мозги чиновников своей страны, что те согласились добровольно передать Ионию под власть Персии. Чем не греческая Мата Хари?
Христианство в нашем вопросе "миксировало" отношение к сексу у евреев и греков. В отличие от первых, которые не разделяли физическую любовь и духовную, христианское учение: «заимствовало у греков разграничение между «Эросом» или плотской любовью и «Агапе» - любовью духовной».
Очень примечательно заявление св. Павла. Цитирую: «Хотя хорошо человеку не касаться женщины, но лучше вступить в брак, чем разжигаться». Ну, вы поняли о чем речь.
Отношение церкви, различных конфессий, к сексу – чрезвычайно интересная тема, заслуживающая отдельного курса лекций. Я подумаю, стоит ли?
Однако, вот уж кто «оторвался по полной», в вопросах плотской любви -так это ребята и девчата из Великой Римской империи. Один только Каллигула и его времена чего стоят. Не случайно же, великий Цицерон, примерно в это время, горько воскликнул, - «О времена! О, нравы!».
Впрочем, этот «слоган», вполне применим и в наше время.
Особенно, древние римляне тяготели к инцесту. Вступать в половую связь с ближайшими родственниками было у них очень модным. Возможно, падение Рима под натиском варваров, в немалой степени, было обусловлено и половой распущенностью Римской империи. Одни бани и лупинарии чего стоили.
С тревогой наблюдал, нечто похожее у нас, в начале «перестройки». Потом все вошло в нашу привычную российскую колею.
Не случайно, как сказал поэт Ювенал в начале II века н.э., - «Целомудрие вряд ли можно было встретить в Риме, после того, как окончился золотой век».
Под «Золотым веком» Ювенал подразумевал те времена, когда одна пещера служила жилищем древнему римлянину, его богам, детям и грубой жене-горянке.
Здесь я не совсем согласен с поэтом. «Коммуналки» тоже редко до добра доводили.
Истины ради, должен вам, уважаемые мои, терпеливые читатели сказать, что именно в Римской империи, помимо Римского права, основные положения которого актуальны и поныне, были заложены и основные принципы гражданской семейной жизни. Поэтому, о семье и браке и сексе, в начале нашей эры - на следующей лекции.

До встречи! Будьте здоровы и счастливы!

В. Софьин
Рисунки из свободных источников в сети.