27.04.2024 05:56
Часть ІІ. РЕШЕН ЛИ «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В РОССИИ?
ПрофМед - Лекторий

Часть ІІ. РЕШЕН ЛИ «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В РОССИИ?

1284

«Прогресс человечества состоит в устранении всего,
что ставит в зависимость и подчинение человека от человека,
один класс от другого класса, один пол от другого…»
Александра Коллонтай
     
     А затем грянула Октябрьская Революция, перевернувшая, буквально всё, что ещё совсем недавно казалось незыблемым, и если нуждалось в каких -то коррекциях - то отнюдь, не масштабных.
Естественно, что «половой» вопрос, точнее – взаимоотношения мужчин и женщин, во всех сферах – от постели до токарного станка, оказался далеко не последним в повестке дня тех гремучих событий.
Плодовитая, на ярких личностей Революция, вытащила на историческую арену развития России Александру Коллонтай.
                                                        6.jpg
    Первую российскую женщину -дипломата и секс -революционерку.
Личность незаурядную и противоречивую, а потому породившую множество легенд и сплетен.
Большинство из которых или полуправда или ложь. Увы, так бывает всегда.
Александра Михайловна, дворянка по происхождению, дочь боевого генерала от инфантерии, участника Крымской компании Михаила Алексеевича Домонтовича.
                                                            2.jpg

Наделенная природной красотой и сильным характером и блестящими способностями, Александра Домонтович пользовалась громадным успехом у мужчин. Молва приписывает ей несколько романов, в результате которых поклонники сводили счеты с жизнью самоубийством.
                                                3.jpg

Неприступная барышня выбрала в женихи своего троюродного брата Владимира Коллонтая, но вскоре поняла, что тихая семейная гавань не для её мятежной натуры.
Для начала она завихрилась в бурном романе с другом мужа, а затем, бросив и того и другого, а заодно и пятилетнего сына, отправилась в Европу, обучаться в тамошних университетах и отдаться революционной деятельности.
Вышло это у неё удачно. Она близко сошлась с большевистскими лидерами и после Революции 1917 года, когда ей уже было за 40, стала, пожалуй, самой влиятельной дамой нового строя, опередив и Надежду Константиновну Крупскую и садистку Розалию Землячку.
Александра Михайловна была очень дальновидной женщиной и не стала рисковать в крупной политике, сохранив, тем самым жизнь и свободу.
Коллонтай выбрала женское движение и стала первой советской феминисткой, хотя это определение не совсем корректно, так как марксизм считал буржуазных феминисток и суфражисток заклятыми врагами революционного движения, уводящих женщин с истинного пути к «светлому будущему».
Александра Коллонтай, напротив считала, что - «Женщины не должны бороться за свой статус, они должны бороться за революцию и создание нового общества. И уже в рамках этого нового революционного общества права мужчин и женщин наконец будут уравнены. Буржуазных феминисток марксистские презрительно называли равноправками...»
В итоге, Коллонтай так и не удалось соблюсти баланс - она всюду оказывалась чужой среди своих. Феминистки воспринимали её как радикальную большевичку, большевики — как феминистку и критиковали за "женский" уклон в противовес пролетарскому.
Дальше совсем весело. Александра Михайловна ненавидела семью, как «ячейки общества», так как искренне считала её социальным атавизмом. Семья по её мнению – собственнический продукт, унижающий человеческое достоинство! Во, как! Воспитание детей, любовь к близким – буржуазные пережитки, мешающие женщине участвовать в революционном движении. А вот секс – это другое дело. Это физиологическая потребность, которую необходимо без препятствий и траты времени, исполнять, когда «приспичит». Ну, как стакан воды выпить при жажде.
Читателю будет интересно ознакомиться со взглядами теоретика «прогрессивных» сексуальных отношений, которые она изложила в своем рассказе «Скоро», действие которого происходит в 1970 году.
"Жизнь налажена так, что живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети — во "Дворцах ребёнка", юноши и девочки-подростки — в весёлых домиках, окружённых садами, взрослые — в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики — в "Доме отдохновения". В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова — забытые слова. Они ничего собой не выражают. У членов коммуны имеется всё, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книги, развлечения — всё доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдаёт коммуне свои рабочие руки на два часа в день…».
Как видите, Николай Гаврилович, со своим «Что делать» - отдыхает.
                                                                      4.jpg
Замуж она все же вышла, за революционного моряка Павла Дыбенко, личности анархической и сильной, возглавившего военно-морской флот Балтики.
Познакомились они на матросском митинге, в 17-м, когда Шурочка пламенно призывала флотских мужиков влиться в революционные ряды.
Большое внимание Александра Михайловна уделяла ревности, считая это чувство «собственичеством».
«В новой жизни, писала она, женщина-самка, должна уступить место женщине-человеку!».
В тоже время, сама Александра была потрясена и чуть не застрелилась от ревности, когда узнала, что её революционный избранник, «морской орел» - ей изменяет с какой-то «профурсеткой». Потом она решила, что лучше застрелить самого изменщика.
 Впрочем, это за неё сделали чекисты, расстреляв Дыбенко в 38 году.
При этом, Паша, полуграмотный матрос, из украинского местечка, делающий в слове «мама», четыре ошибки, а главное – 28 лет от роду.
Саша – дворянка, генеральская дочь, владеющая несколькими языками, перевалившая за возраст, когда женщина «опять ягодка». Причудлива и непостижима женская натура!
Должен отметить, что и в дальнейшем, Александра Михайловна предпочитала мужчин, гораздо её моложе, да и девушками не брезговала.
Так что, теория, теорией, а жизнь неизменно диктует свои законы любви, дружбы и взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Однако, я увлекся первой феминисткой России. Если кого-то заинтересовал этот персонаж, то легко найдёт множество источников, рассказывающих были и небылицы о Коллонтай.
Ясно одно. Именно Александра Михайловна стала инициатором
феминистического движения в Советской России.
Усилиями Александры Михайловны в декабре 1917 года были приняты два важнейших декрета. Один — о гражданском браке, который заменял брак церковный, устанавливал равенство супругов и уравнивал в правах внебрачных детей с законнорожденными. Второй упрощал процедуру развода, который теперь без труда мог получить любой из супругов. Эти законы были куда прогрессивнее, чем в большинстве европейских стран.
В 1920 году РСФСР стала первой страной мира, узаконившей аборты. Были упрощены процедуры признания отцовства и развода супругов. Проводилась политика социального обеспечения и поддержки матерей-работниц: были созданы структуры яслей и детских садов, предоставлялось время и место для грудного кормления прямо на предприятии, матерям гарантировались детские пособия.
                                                                 5.jpg
Активистки женского движения 20-х Инесса Арманд и Наденька Крупская, любимые соратницы по партии Владимира Ильича, Александра Коллонтай, в своих публикациях заверяли женщин, что социалистическое государство всегда поддержит их, независимо от наличия или отсутствия брачных уз. Материнство определялось как «социалистическая обязанность», которая должна была дополнять обязанность женщин трудиться наравне с мужчинами.
Важными инструментами женской эмансипации стали женотделы, организованные той же Коллонтай и делегатское движение, призванные обеспечить трудовое раскрепощение женщин и вовлечение их в производство и коммунистическое строительство.
В 1930 году Сталин объявил «женский вопрос» решённым и упразднил женотделы. Политика эмансипации была в значительной степени свёрнута: государство вновь ужесточило брачное законодательство, запретило аборты, вернулось к «традиционной семье».
В 1935 году в СССР прекратилось производство контрацептивов. Нечего «разбазаривать» посевной материал!
В 1936-ом был принят закон, затруднявший развод; через 8 лет разводиться разрешили вообще только через суд. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.
В том же 1936 году были запрещены аборты (кроме как по «медицинским показаниям»), что явилось поражением женщин в их репродуктивных правах.
1941 – 1945 годы.
Советский Союз был единственной страной в годы Второй мировой войны, где женщины принимали непосредственное участие в боевых действиях.
Мобилизации подлежали здоровые девушки в возрасте 18–25 лет. При этом учитывалось образование (желательно, не ниже 5 классов), членство в комсомоле, состояние здоровья, отсутствие детей. Основная масса девушек были добровольцы.
Только в 1942 году на фронт было призвано 170 000 девушек-комсомолок.
8.jpg Памятник военной медсестре. Фото В. Софьина
Самое большое представительство участниц Великой Отечественной войны было среди женщин-медиков. Из общего числа врачей в Красной Армии — 41% были женщины, среди хирургов их было 43,5%.

                                                              9.jpg
В 1944 году ужесточилось семейное законодательство. В соответствии с курсом на героизацию советской действительности, было введено звание «Мать-героиня» и одноимённый орден, вручавшийся женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Материальная поддержка государством многодетных семей начиналась только с рождением седьмого ребенка.
После окончания войны стало понятным, что государство по-прежнему видело в женщинах лишь матерей и работниц. Женщины оказались легко вытесненными с лидерских позиций на предприятиях.
Половая диспропорция в результате войн и репрессий, разрушение преимущественно мужского генофонда деформировали отношения между полами. Значительная часть целого поколения советских людей выросла без отцов. Послевоенная безотцовщина сказалась и на формировании дальнейшей культуры отношений мужчин и женщин во всех сферах жизни.
Одинокие и многодетные матери были самой остро нуждавшейся частью населения СССР.
Только в 1955 году отменили криминализацию абортов; женщинам и их семьям вернули функции контроля над деторождением. Но эта политика не подкреплялась сексуальным образованием, доступностью надежных контрацептивных средств, что способствовало превращению аборта в СССР в основной способ контроля репродукции. В общественных обсуждениях, в печати это замалчивалось.
При Хрущеве, вернулись и женсоветы, но их повестку устанавливали не их члены, а те партийные или государственные организации, при которых они действовали. Таким образом, хотя начиная с 1960-х годов гендерная политика советского государства стала более либеральной, государство продолжало доминировать как в сфере женского политического участия, так и в сфере гендерных отношений. Во властных структурах можно вспомнить разве что Екатерину Фурцеву.
                                                                         10.jpg
Облегчение процедуры развода (1965), право на получение фиксированной доли алиментов – 25% от заработка ушедшего из семьи супруга (1967), введение оплаченных отпусков по беременности и родам, пособий на детей матерям-одиночкам и разведенным женщинам (Кодекс о браке 1968 года) объективно способствовало улучшению положения женщин. Но их бытовое неравенство с мужчинами, меньшие возможности для профессионального роста, высоких зарплат, полноценного досуга замалчивались так же, как и тема абортов.

                                       11.jpg 12.jpg
Параллельно особенностью этого периода является появление так называемых «женских журналов», чья доля составляла более 30% среди всего объема продаваемых журналов. В них поддерживался стереотип женщины – сексуального объекта, чьи интересы ограничены кухней, детской и уходом за собой.
Раскрытие актуальных проблем женщин и поиск их решения в этих изданиях напрочь отсутствовали или касались поверхностно.
С наступлением нового века в России стали возникать объединения, прямо называющие себя феминистскими. Их целью стало формирование женского самосознания и понимание причин гендерного неравенства в российском обществе. Феминистские организации выступали на многих фронтах: от домашнего насилия до неравенства зарплат.

Об этом в заключительной части «Женского вопроса»,  с попыткой дать на него ответ.

В. Софьин