20.04.2024 19:12
В. Софьин. Курс лекций: «Секс в истории человечества».
ПрофМед - Лекторий

В. Софьин. Курс лекций: «Секс в истории человечества».

1193

Лекция № 1 «Введение. Как это все началось и развивалось».
«Существуют два понятия,
принадлежащие к самым древнейшим,
с которыми человечеству приходилось
кое- как перебиваться в своей духовной жизни…
Я говорю здесь о понятиях: мужчина и женщина»
Отто Вейнингер «Пол и Характер»

Уж о чём, о чём, а об «этом», за последние 1000 лет, только ленивый не писал.
Тем не менее, «это» продолжает оставаться актуальным и злободневным.
Наш сайт, решил внести свою, вполне научную, до некоторой степени художественную, лепту в этот вопрос.

«Вольф говорит:
Недавно прочел «Технологию секса».
Плохая книга. Без юмора.
– Что значит - без юмора?
При чём тут юмор?
- Сам посуди.
Открываю первую страницу, написано
– «Введение».
Разве так можно?»
Сергей Довлатов «Соло на Ундервуде»
Довлатов 1.jpg

И, тем не менее - вводим!
Как все это не обозначай, но людям, со времён Адама и Евы, после известной, тёмной истории со Змием (кстати, один остроумный богохулец заметил, что бананом соблазнять было удобней, чем яблоком), свойственны вполне конкретные сексуальные ощущения.
В тоже время, эти ощущения и сексуальность очень уникальны, так как каждый человек индивидуален, уже на генетическом уровне.
Сексуальный опыт, то есть реализация врожденной сексуальности формируется под влиянием социальной среды и общедоступной информации, которой ныне не просто хватает! Она зашкаливает! Мы тонем в её потоках, не всегда чистых и непорочных.
Во все времена, религия, философия, этика и так далее, стремились устанавливать некие рамки и запреты, «табу» в сексуальных отношениях между людьми. Об этом мы будем говорить в отдельной главе, посвященной сексу в истории.
В различные исторические периоды развития человечества, многие его проблемы – агрессивность, болезни тела и духа, прогресс и регресс, пытались объяснить или, слишком интенсивной сексуальной жизнью, о чём подробно и нудно писал граф Лев Николаевич или, напротив - недостаточной сексуальной активностью, её подавлением, что отражено в прекрасной монографии Вельгельма Райха: «Психология масс и фашизм», прочтя которую вы, если не сойдёте с ума, поймёте к чему может привести недоё…, пардон - воздержание.
Нетрадиционность сексуальных ориентаций – это вообще, отдельная песня человечества, подозреваю, что лебединая…
Таким образом, данный курс лекций предназначен не для «нимфеток», «парфеток» и «вьельфилек», а также озабоченных юношей, а для людей серьёзных и образованных, желающих расширить и углубить понимание проблем сексуальности, с позиций биологических, психосоциальных, поведенческих, медицинских и культурно-исторических. С «немножечком» юмора и легкомыслия.
Как замечательно написал профессор У. Мастерс,- «Осознание природы сексуальности делает человека более чутким и внимательным к другим людям, способствуя тем самым укреплению интимных отношений и достижению более полного сексуального удовлетворения».
Понятно, что только знания не делают человека счастливыми.
«Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!». Иоганн был прав, факт!
Не обольщаю себя надеждой, что прочтя этот компилятивный, разумеется, курс лекций, с вкраплениями собственных, несомненно, «мудрых», мыслей, «Он» или «Она» или «Они», тут же станут грамотными и счастливыми.
Тут все же, как повезёт. Но, тем не менее – сексуальная грамотность ещё никогда и никому не вредила.

                                                                         ЛЕКЦИЯ 1.
                  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

«Секс – это что-то новенькое или мы этим давно занимаемся?»
Михаил Жванецкий
zhvaneckii-1024x682.jpg
Серьёзные историки считают, что на заре человечества ( питекантропы, неандертальцы) основной формой сексуального общения между мужчинами и женщинами был промискуитет, то есть - неупорядоченные половые отношения.
Время от времени, мы с этим явлением встречаемся и в более поздние периоды развития человечества, например, в первые годы советской власти. Слышны призывы вернуться к этой форме общения и сейчас, наряду с употреблением в пищу исключительно сырых, не обработанных термически продуктов («сыроядение») и вегетарианством.
Как всегда, существенную роль сыграл всё тот же пресловутый «квартирный вопрос» - первобытные люди стали селиться в пещерах, «коммуналках» и начали развиваться более тесные «семейные» связи.
                                ПЕрвобыт 1.jpeg фото 2 Пещера.png
Возможно, тогда или несколько позже, к моменту одомашнивания животных, не ранее10-12 тыс. лет до н.э., к мужчинам пришло понимание своей роли в произведении потомства.
Это оказало сильное влияние на личность мужчины и сформировало у него чувство собственности, я бы сказал – эгоизма, возможно закрепленного в геноме.
Это мое мнение. Попахивает «ламаркизмом». Автор всегда к нему тяготел, за что не был принят в ряды КПСС, о чём никогда и не жалел.
Что произошло дальше. Неолитическая революция в основном осуществлялась мужчинами: охота, производство орудий убийства, различного рода первобытные ноу-хау и лайфхаки, все более укрепляли авторитет мужчины, его доминирование.
Женщины по-прежнему сидели по пещерам у костра и штопали меховые трусы своему владыке, поставлявшему мясо к столу. Плавно и неизбежно формировалось гендерное неравенство.
Darwin_cartoon_London_Sketchbook-1024x576.jpg
Первым, кто оценил роль секса в истории формирования человечества был Чарльз Дарвин, прямо указавшего в названии своей монографии, вышедшей в 1871 году – «Происхождение человека и половой отбор».
Пуританскую публику викторианской эпохи такой научный цинизм и «порнография» ввели в ужас. Одна дама даже выбросилась в окно, узнав, что согласно товарищу Дарвину, тысячелетнее беспорядочное сношение обезьян привело к появлению человека.
Осталось только выяснить, какие это были обезьяны.
Впрочем, для истории отношений между полами, то есть истории собственно секса, это не имеет особого значения и мы не будем углубляться в дебри антропогенеза. Там до сих пор, столько «белых пятен и «недостающих звеньев», что впору вернуться к божественному происхождению рода человеческого.
Что самое важное в естественной истории происхождения и развития Homo sapiens в нашем вопросе? Мозги, интеллект? Эмоции? Вторая сигнальная система? Нет! Прямохождение!
Эволюция.jpg девушка.jpg
Именно прямохождение, «бипедальное», пардон, передвижение заставило наших волосатых предков изменить привычные для животных способы совокупления. В этот естественный процесс стала проникать такая категория как КРАСОТА!

Что мы наблюдаем, раньше стыдливо, а сейчас с нескрываемым интересом, при совокуплении животных?
Мы видим, что особь женского пола, без лишних эмоций, иногда продолжая что-то жевать (впрочем, это и у людей сейчас случается) поворачивается к самцу задом и акт проходит кратко, я бы сказал – грубо, то есть чисто механически.
Что происходит, если партнёры повернуты друг к другу лицами (уже не мордами)? Физиология и анатомии таковы. Мускулы, нервные окончания эрогенных зон и угол, под которым член проникает в женщину, обеспечивают уникальные чувства, характерные только для человека и невозможные у животных, даже человекообразных обезьян. В эволюции человека появился оргазм. Секс стал не только чисто инстинктивным и функциональным, но и однозначно приятным.
Гармоничное сочетание удовольствия и физиологической необходимости, несомненно, не могло не отразиться на ходе развития всей человеческой истории.
В силу многочисленных эволюционных причин, человек утратил большую часть своего волосяного покрова, причём женщины раньше и в большей степени. Однако, чтобы усилить сцепление тел при совокуплении было необходимо сохранить часть волос в «зоне бикини».
Поза «лицом к лицу», во всех её мыслимых и немыслимых вариантах, сделала женщину доступной для того, что невозможно для приматов, по определению – для изнасилования. Цитирую,- «Во всем животном мире возможность совершить половой акт с самкой против её желания обладает, помимо человека, только одна разновидность пауков».
Ещё Дарвин заметил, что сексуальный отбор в течение длительного времени действовал в пользу качеств, наиболее привлекательных для человека. Поэтому выживали наиболее красивые.
Глядя на пляже на загорающих людей, я как-то слабо верю старику Чарльзу но, тем не менее, тезис: «Красота спасет мир», вполне жизнеспособен.
Когда люди используют традиционную форму половых сношений, естественную для животных, - pose de vache или грубо, по-русски – «раком», мужчина имеет возможность лицезреть пышные формы своей дамы и получать эстетическое удовольствие. Женщина вообще практически не видит своего партнера и может судить о нем только по делам его, их эффективности.
Однако лицо партнёра, грудь, живот стали со временем иметь не меньшее значение, чем ягодицы, как в эстетическом, так и чисто техническом отношении.
МОНОГАМИЯ ИЛИ ПОЛИГАМИЯ.
Никто не станет оспаривать утверждение, что история – это определённая последовательность событий. То, что мы видим сейчас, так или иначе связано с тем, что было раньше. В равной степени это относится и к сексу.
Современные сексуальные отношения уходят так глубоко в прошлое человечества, что «откапать» их очень сложно, если вообще возможно.
Однако, одно эволюционное событие несомненно сыграло очень важную роль в формировании сексуальных отношений человека разумного, а именно, менструальный цикл, пришедший на смену репродуктивного цикла у человекообразных обезьян.
Это не могло не сказаться на женской сексуальности и на отношениях между полами. Скорее всего, именно это привело к моногамии, хотя эволюционные генетики категорически не согласны с этой точкой зрения.
В любом случае ясно, что в ходе эволюции человеческих отношений, происходила неоднократная смена моногамных отношений на полигамные и наоборот, причем женщины были более склонны к полигамным отношениям.
Сексуальность и нравственность, как понятия и категории, возникли на более поздней стадии развития цивилизации и разных народов формировались по-разному. Тогда же сформировались понятие о двух функциях отцовства – биологической и социальной. При полигамии такое разделение функций становиться не корректным.
СЕКСУАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ В ИСТОРИИ СЕКСА.
Время от времени, любознательные и очень трудолюбивые археологи и палеонтологи, выкапывают из глубин культурного слоя земной поверхности остатки материальной культуры далёкого прошлого. Среди многочисленных каменных, костяных, бронзовых и железных артефактов особое место занимают статуэтки Венеры или «Богини плодородия».
Богини плодородия.jpg Венера.jpeg
Их откопано около сотни, в разных уголках планеты; что их всех роднит, так это могучий бюст, или как робко написал один историк,- «Изображения женщин с сильно преувеличенными признаками материнства».
При этом, практически у всех «палеолитических Венер» отсутствует лицо или вообще голова. А на кой она женщине?
Существует на сегодня две точки зрения на смысл этих, несомненно, эротичных произведений древних мастеров.
Первая заключается в том, что Венера символизирует материнство, тем более, что ряд статуэток были элементарно беременными, хотя я невольно думаю, а не асцит ли был? Что непонятно в этой точки зрения и что наталкивает на другое мнение, так это отсутствие скульптурных композиций с ребёнком.
Другая гипотеза утверждает, что статуэтки являются символом плодородия и тем самым предвосхищают появление религиозных символов. Слабым местом этой точки зрения является тот несомненный факт, что в «плодородии» первобытный человек был заинтересован меньше всего. Слишком много детей – больше проблем. Впрочем, как и сейчас. Человек эпохи палеолита больше был заинтересован в плодородии коров или коз, но вот как раз таких статуэток мы и не находим, как не находим и каменных изваяний мужчин.
Отсюда вывод. Древние ваятели, мужчины, создавали секс символы той эпохи и возможно брали их с собой в длительные охотничьи экспедиции, чтобы скрасить томительные периоды мужского одиночества и воздержания.
Впрочем, это чисто моя догадка, вряд ли имеющая научное значение.
Следующая лекция будет посвящена вопросам исторического развития сексуальных отношений.
Автор.JPG

В.Софьин, к.м.н., доцент