29.04.2024 06:48
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Профессор Семён Иванович Довжанский
Чтобы помнили

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Профессор Семён Иванович Довжанский

Семен Иванович родился в г. Вознесенске Одесской (теперь Николаевской) области в 1925 году, в семье служащего, где и прошло его довоенное детство. Школу Семен Иванович закончил в 1941 году, в канун начала войны. В этом же году погиб отец, в 1944 году, когда ему не было еще 19 лет, умерла мать.
В 1941 г. Семен Иванович попал эвакуацию в г. Чкалов Оренбургской области, куда в это же время был эвакуирован и Харьковский медицинский институт. В него он и поступил, вместе с ним в 1944 г. вернулся в г. Харьков и окончил его в 1946 году.
Семен Иванович был не обычным, в нашем сегодняшнем понимании, студентом. С первых курсов он входил в специальность, пытался до тонкостей понять суть физиологических процессов, воспитывал в себе то, что мы называем клиническим мышлением.
Сейчас это трудно себе представить, если учитывать нынешние взаимоотношения студентов с преподавателями, но уже со второго курса, у студента Довжанского наладилась переписка с известными в то время профессорами медицины, которым он задавал интересующие его вопросы по диагностике и методам лечения различных заболеваний. Но более всего его еще со студенческих лет увлекало направление дерматологии.
Надо сказать, что Харьковский медицинский институт был в то время одним из наиболее известных и именитых центров медицинской мысли. Учителями Семена Ивановича были известные в стране и в мире профессора: А. Я. Данилевский, А. И. Струков, Р. Д. Синельников и другие видные ученые.
ФОТО(пришлю фотографию - Струков у них ведет занятие по пат. анатомии,
Во многом, благодаря им, Семена Ивановича еще со студенческих лет увлекала именно научная деятельность, но тем не менее, ему еще долгие годы приходилось заниматься практической медициной.
Сразу после окончания института и по 1951 год он работает в кожно-венерологическом диспансере – в качестве заведующего областным и межрайонным диспансером. В 1951 г. ему удается поступить в ординатуру кафедры кожных болезней Киевского медицинского института.
                                                  офицер.jpg  западная группа войск.jpg
Но закончить ординатуру не пришлось - в 1952 году его призывают в армию, где он в течение долгих 4-х лет служит начальником дерматологического отделения военного госпиталя в г. Йена (Германия).
После демобилизации ему еще 6 лет пришлось проработать в практической медицине - в Львовском кожно-венерологическом диспансере.
Но здесь ему уже удалось по-настоящему заняться наукой, обобщить свой богатый практический опыт. В 1962 году он защищает свой первый большой научный труд - кандидатскую диссертацию по дерматологии. Его учителем и научным руководителем был очень известный специалист в области дерматологии профессор А. А. Штейн, переехавший во время войны из Ленинграда во Львов. Имеется сохранившаяся переписка, из которой видно, что Александр Александрович считал Семена Ивановича самым способным своим учеником. Впоследствии они поддерживали отношения, вели совместные работы всю свою жизнь- проводили ряд совместных исследований (в частности создание депо пенициллина – еще в те годы при лечении венерических заболеваний), заложивших основы новых медицинских направлений. В архиве Семена Ивановича сохранились письма, в которых они обсуждали полученные результаты, намечали планы дальнейших исследовательских работ.
Следующие 7 лет Семен Иванович работает на первой своей научной должности - старшим научным сотрудником Сочинского института курортологии. Именно здесь, он добавил к своим специальным знаниям в области дерматологии, глубокие познания в множестве других смежных медицинских специальностей, обрел широкую известность в научных кругах. Семён Иванович приступил к изучению проблемам ревматологии и других системных заболеваний соединительных тканей. В последующем эти работы легли в основу широко признанной в научных кругах монографии «Склеродермия».

Кроме научной работы он активно занимался широкой практической деятельностью, консультировал больных во всех сочинских санаториях и больницах, читал лекции. И впоследствии, Семён Иванович, долгие годы поддерживал связи с этим полюбившимся ему городом, бывал там, переписывался, помогал в лечении больных. Многие из тех, кому он тогда помог, до сих пор с теплотой вспоминают о нем.
В 1968 году, еще совсем молодым человеком, он защитил докторскую диссертацию.
вывески кожн кл.JPG   клиника кожн профиль.JPG

В этом же году его пригласили возглавить кафедру кожных и венерических болезней в Саратовском медицинском институте, которую он и возглавлял до 1991 года.
Именно здесь Семен Иванович приобрел очень широкую известность в стране и за рубежом. Хочется упомянуть один эпизод. Несколько лет назад его внук – уже достаточно известный хирург, работающий сейчас в Германии – готовил к операции больного, тоже медицинского работника, тот узнал его фамилию. И спросил – не внук ли он известного профессора Довжанского? И узнав, что – да, тут же успокоился, поверив, что он попал в надежные руки.
кафедра.jpg
В Саратовском медицинском институте Семен Иванович не только активно занимался своей любимой наукой, но и связанной с ней общественной работой, направленной на ее становление, подготовку новых перспективных научных работников, клиницистов, врачей.
Много лет Семён Иванович был председателем научного общества дермато-венерологов Саратовской области, членом правления Всесоюзного и Всероссийского обществ дермато-венерологов, рецензентом ВАК СССР и РФ.
Но главным его детищем на общественном поприще является студенческое научное общество (СНО) Саратовского медицинского института. И сейчас приходится встречаться с огромным количеством людей, прошедших через это общество и сохранивших о нем самые теплые воспоминания. Среди них чуть не все известные в Саратове ученые – медики, такие как профессор В. В. Бакуткин, профессор М. Ю. Ледванов, профессор В.Н. Николенко, Н. Лаутина-Кубалик М.Клячкина, и др. Очень тепло об этом обществе вспоминают представители самых различных медицинских специальностей, фактически получивших путевку в свою дальнейшую профессиональную жизнь.
консиллиум.jpg
Возглавляя кафедру кожных и венерических болезней в Саратовском медицинском институте, Семен Иванович в течение долгих лет развивал многосторонние связи с союзной, российской и зарубежной медицинской наукой, организовывал совместные научные исследования со многими, в том числе, и заграничными медицинскими центрами, лечебными и исследовательскими учреждениями.
Одним из важнейших направлений в этой сфере его деятельности была многолетняя совместная работа с Латвийским Институтом Органического Синтеза в части совместного испытания медицинских препаратов.
Неоднократно он посещал для проведения совместной работы лепрозорий в г. Ростове, которым заведовал тогда профессор Н. А. Тарсуев. Там он консультировал больных, проводил вместе с руководителем клиники совместные профилактические и учебные мероприятия.
Активно сотрудничал Семен Иванович и с Ленинградским Военным институтом. Совместно с руководителем кафедры дерматологии профессором Шапошниковым О. К. они провели целый ряд совместных работ, немало давших для современной медицинской науки.
Совместные работы проводились с Московским кожно-венерологическим институтом, Московским институтом усовершенствования врачей.
Проводились также работы с Ижевским и Тбилисским медицинскими институтами, с целым рядом других отечественных и зарубежных научных медицинских учреждений.
Широкие связи были налажены с учеными – медиками в Болгарии, Польше, целом ряде других стран. Семен Иванович был почетным членом научных медицинских обществ.
В последние годы он увлекся, так называемым, феноменом мозаичности, и много работал в этом направлении с ленинградским профессором С. И. Румянцевым.
Он автор сотен научных работ, его статьи публиковались во множестве стран – Англии, Германии, Голландии, Польше, Болгарии и многих других.
                                                                    с супругой.jpg
Профессиональные увлечения Семена Ивановича отразились и на его семье. Его жена (он женился еще, учась в институте, в возрасте 20 лет) - врач, сын – доктор медицинских наук, дочь, внук, жена внука – врачи, кандидаты медицинских наук.
                                                                        с аккардеоном.jpg

Но не все увлечения Семена Ивановича лежали в области его научных интересов. Он был очень разносторонним человеком. Со студенческих лет он увлекался классической музыкой, был большим знатоком оперы, дружил со многими известными музыкантами.
В детстве и юности посещал Одесский театр, о взрослые годы бывал в Мариинском, в Большом театрах, ходил на концерты Шостаковича, Рихтера, Когана, Ойстраха. Во время службы в Германии при каждом удобном случае ходил на концерты классической музыки, в последние годы увлекся музыкой Вагнера.
А еще он очень любил шахматы, и, начиная со службы в Германии, там организовывал шахматные турниры.
Семен Иванович, любил жизнь во всех ее появлениях, любил людей, помогал им. Он был очень добрым и хорошим человеком. Он свято соблюдал клятву Гиппократа и помогал всем, независимо от его отношения к ним и их отношения к нему.
Огромное количество людей, которых он лечил, которым он помогал в работе, его учеников и коллег вспоминают о нем, как о родном и близком человеке, делавшем добро и помогавшем людям в работе и в жизни.

 Биографические данные и фотографии из семейного архива Виктории Довжанской.

От автора.
Моё знакомство с профессором Довжанским Семёном Ивановичем, ограничивается только двумя эпизодами, которые разделяли три с лишним десятка лет.
Первый – это 1971 год. Саратовский медицинский институт, летняя сессия, экзамены по дермато-венерологии. Жаргонное словечко «дерма» появилось позднее. Мне нравился это предмет и не последнюю роль в этом играли лекции профессора. Блестящие лекции, остроумные, непринужденные, с демонстрацией больных (сейчас об этом можно только мечтать), и великолепно выполненных муляжей из музея клиники. Мы все буквально были влюблены в этого красивого и умнейшего человека, в тоже время, простого и обходительного. Двоечников и лентяев откровенно не любил, но на экзаменах был лоялен и до последнего пытался пробудить в студенте любовь и уважение к будущей профессии врача.
Экзамен я сдавал Семёну Ивановичу и до сих пор горжусь «пятёркой», полученной не только за ответы на вопросы билета. Семён Иванович расспрашивал меня о космической медицине, которой я тогда увлёкся, механизмах адаптации к запредельным нагрузкам. Расспрашивал, чем я увлекаюсь, шутил. Вышел я с экзамена совершенно очарованный этим великим человеком.
Вторая встреча произошла уже в начале века. Я был заместителем директора по научной работе Центра ДНК-исследований, готовил материал для статьи по методам молекулярной диагностики некоторых наследственных заболеваний кожи. Позвонил Семёну Ивановичу. Даже после краткого телефонного разговора осталось приятное «послевкусие», что говорится – как водички из родника попил, настолько профессор был доброжелателен, остроумен и открыт. Пригласил меня к себе домой, на улицу Горького, угол Советская. Академическая квартира, чай с сухариками. Долгая беседа, пролетевшая как мгновение. Помимо генетики в дерматологии, о чём только не говорили. Поражала феноменальная память Семёна Ивановича, абсолютно грамотная речь, утонченный стиль изложения, остроумие.
Решили встретиться ещё. Семён Иванович пообещал поделиться со мной воспоминаниями о профессорах и преподавателях Саратовского медицинского института. Статья по генетике. вышла. Встретится уже не довелось.
Доцент В. Софьин